Литобъединение: Супердесятка.
Конкурс: Супердесятка 2005. 1 тур.
Дата: 24.03.05 22:25
Прочтений: 358
Средняя оценка: 7.67 (3)
Комментарии: 3 (2)
Выставить оценку
литобзору:
Диана Самарина. В каждом деле важен подход. Итоги.
В каждом деле очень важен подход Хочешь - не хочешь, а принимают по одёжке
Чтоб продать кота в мешке, желателен броский мешок. Каков кот - много ли кушает, ловит ли мышей - разберутся потом. А сначала обратят внимание либо на мешок, либо на того, кто этот мешок с котом продает Так же и с художественными произведениями. Читатель покупается либо на известного автора, либо на заголовок, язык и стиль первых строчек Посему сразу же признаюсь: буду необъективна. Более того, сознаюсь и в том, что читатель и литературный критик спорили в моей душе Вплоть до драки.
К примеру, мне, как читателю лег на душу рассказ Сергея Акиндинова Сначала было слово. Изумительная вещь! Стильная, в Бабелевской языковой традиции. Помните, такие классические приколы и неправильности, как думать об половую проблему.
Такими финтами рассказ расцвечен вовсю: И сколько же в ней рост? Ну, не грамотное (в соответствии с правилами русского языка) предложение! Зато отчетливо слышатся особенности еврейской речи. Как у Бабеля ЭТО обыграно. Но есть и странности. В рассказе много факультативных знаков препинания или факультативного отсутствия знаков препинания. Например: Почему эта женщина должна всегда должна ходить в черном? Просится либо поставить запятые: должна, всегда должна, либо убрать повтор Другой пример странно построенное авторское предложение (предыдущее предложение прямая речь персонажа): Попугайзашипел и растопырил крылья, закрывая ими все лежащие на полу О чем, собственно идет речь? Что лежит на полу? На каком полу? Из контекста следует, что речь идет о лакомстве для попугая Понятное, но, вроде, неграмотно сделанное предложение Подробнее разбирать не буду, лишь поясню: как читатель я все эти шероховатости проглотила, приняв за элемент сказовости в авторской речи. Энергетика рассказа цельная и мощная. Неправильности, пусть и не осознанные автором (иначе бы он на них дополнительно сыграл) придают произведению прелесть, которую невозможно толково объяснить. Как читатель я ставлю такому рассказу 10 баллов. Я куплю такой рассказ. Но как мне, критику, отнестись к шероховатостям, которые я отчетливо вижу? Но в любом случае, я считаю, что этот рассказ должен быть в десятке лучших, реалистических, произведений.
Из мистических вещей я бы выделила рассказ Woodoo Mganga Дети тумана. Замечательная по энергетике вещь! Как читатель, я восприняла Детей взахлеб. Тумана - антураж событий Туман в мыслях персонажей. Размытая, туманная граница между мирами Ожиданно-неожиданная концовка Как тут не вспомнить классика испанской литературы Мигеля де Унамуно и его роман Туман. Рассказ Woodoo слабее по воздействию на меня-читателя, но чарует. Купила бы!
При этом критик во мне вопит: Да нет в сюжете ничего нового! Все это было, было, было Зачем лишний раз наступать на грабли и писать о шизиках, которые себя таковыми не считают и спешат подписать приговор о психической ненормальности всему миру, не умея кивать на себя. Не умея признать: Ведь я сам псих. И с этих позиций сужу других.
Гм Тем не менее, считаю: это рассказ достоин попасть в десятку лучших мистических произведений.
Кроме того, из мистических и околомистических рассказов, представленных на конкурс, я бы выделила рассказ borisd А бывают лазерные танки на колесах?. Прошу прощения за игру слов, но этот, в общем-то, затянутый рассказ затягивает в процессе чтения и не желает отпускать. Я-читатель за этот рассказ голосует: В Десятку!!! Я-критик шипит: Это ж Стивен Кинг, плохо смешанный с Дином Кунцем и Филиппом Диком! Сколько можно сочинять на аналогичные темы? Все равно ведь получается суррогат! А я-читатель при этом выставляет девятку и голосует: Купил бы!
Зябкин, О верованиях контрабасов, штучка, как мне кажется, примыкающая к мистической, но граничащая с фантастикой. Как тут не вспомнить экстраваганцы Эдгара По. Я-читатель балдеет. Я-критик сатанеет: Затянуто! Да и зачем таким прибабахнутым образом рассказывать о Леонардо да Винчи? Об этом гении много всего сочинено в разных жанрах! А этот рассказ не лучший образчик! А я-читатель в это перечитывает контрабасов
Рассказ Эр Хвостик. Как читатель, я двумя руками за то, чтобы он оказался в Десятке. Тема актуальнейшая война и потери родственников, увиденные глазами ребенка. Удивительно передано мироощущение ребенка, который мыслит вне времени и пространства, притчеобразно, извлекая из всего урок, не осознавая, что учится
Но тут снова во мне просыпается критик, вспоминающий стилистику рассказов Андрея Платонова и романов Чингиза Айтматова Сколько можно повторяться? Почему не изобрести что-то новое? Своё?
Тем не менее, считаю в Десятку!
Fuckoffsky, Прощание с нежностью. Я бы отнесла его рассказ Прощание с нежность к той же категории прозы, что и рассказ Хвостик. Мифический реализм по стилю и энергетике. Сильный рассказ. В Десятку!
В жанре притчи и сказки мне лично понравился Черный ящик Зайцева. Простая по построению штучка. Концовка ожиданная, анекдотическая И сказал дедушка Рыбке: А пошло оно всё в И всё пошло дедушке именно туда Читатель во мне вопит: Замечательно! Черный юмор. Извечный вопрос: А знаем ли мы сами, чего хотим? Может, и вправду, мечтаем остаться в полном одиночестве, как Горец? Остаться должен только один? Тут вступает критик: Пресно! Никак Среднестатистический стиль Но Ведь цепляет же читателя энергетикой!
И еще одно интересное прозаическое произведение мне хотелось бы отметить Власов, Лужа. Я бы тоже отнесла его к мифическому реализму. Хотя это и спорно. Красиво сделанная вещица. Нечто пограничное между стихами и прозой. Так и хочется подойти к хе Луже с поэтическими мерками. Ан, нет! Проза! Мне-критику этот рассказ не нравится. Как в анекдоте: Если это кофе, то принесите мне чай! Если это чай, то принесите мне кофе!. А я-читатель в это время делает широкий жест: В Десятку!
Такие дела
С уважением ко всем,
Диана Самарина