Литобъединение: Неформальное литературное объединение Слова
Конкурс: «Слова»
Дата: 21.07.08 14:45
Прочтений: 330
Средняя оценка: 0.00 (0)
Комментарии: 0 (0)
Выставить оценку
литобзору:
Обзор ряда поэтических произведений и несколько слов по общим вопросам судейства.
Обзор поэзии №1
Поэзия на конкурсе «Слова».
Перед тем, как переходить к разбору произведений, я думаю, следует объясниться с читателем.
Конкурс проводится с целью отбора произведений для журнала «Слова», а это значит, что на первый план при оценке выходит не только «профессиональный» (насколько этот термин применим в литературе), но и некие специфические «редакторские» критерии. Напомню, что одной из целей журнала является создание свободного пространства для литературы нового времени. Журнал ищет авторов, которые оторваны от истоптанного смыслового поля классицизма и движутся далее, в литературу 21 века. Новый тип сознания – вот что интересует меня, как технического редактора журнала «Слова» и судью одноименного конкурса.
Поэтому на конкурс принимались произведения «не старше» модернизма. Отсюда и критерии оценки. Для поэтических произведений они выглядят следующим образом:
1) Верлибру отдается предпочтение перед рифмованными стихами
2) Стихи со сменами ритма либо ломаным ритмом получают высокую оценку
3) Произведения, тематика которых тяготеет к классицизму (присутствие автора, лирического героя, сюжета, темы любви, одиночества, размышления о судьбах мира, человека и т.п.) получают низкую оценку
4) Произведения любой формы, но затронувшие редкие, оригинальные темы, несущие в себе приметы времени, нашего времени – получают высокую оценку
5) Приоритет по литературным направлениям произведений следующий(в порядке убывания): постмодернизм – субкультурная литература – модернизм.
Конечно, перечисленные критерии лишь приблизительны.
Итак, на конкурс поступило 71 поэтическое произведение. Могу с прискорбием заявить, что традиционное сознание глубоко укоренилось в наших уважамых авторах. Зачастую произведения принадлежат к современной литературе лишь формально. Содержание их, а значит, и сознание авторов, зачастую консервативно и ретроградно. Очень жаль, что многие талантливые авторы попадаются на удочку классицизма и лишают себя совободы, предпочитая искреннее самовыражение бесконечному и однообразному диалогу с классической литературой. Надеюсь, что конкурс даст авторам информацию к размшлению и поможет в дальнейшем развитии.
Теперь перейдем к разбору отдельных произведений:
Автор: Родина А.
Произведение: эсэм и прочие нежности
Не могу не начать свой обзор с женской лирики. Довольно сложно высказаться «своим голосом» в этом консервативном жанре. Однако, автор, успешно преодолевает стереотипы. Эта лирика написана верлибром, оставаясь живой и искренней. Стихотворение представляется мне комплексным осмыслением тем «любовь – кровь» и «любовь – боль». Эта лирика проникнута физиологией, тело и душа неразрывно связаны. Чувство тела, присущее женщине, престает перед нами во всей бесстыжей наготе: «...кровь пульсирует под тонкой коркой, требует ласки, требует взрыва...», «Я ласкаю ранки-шрамы. / Мне нравится горячая боль, растекающаяся вокруг них». Любовь тела переходит в любовь духа, и обратно. Тонкий эротизм стиха завораживает, заставляет слюнные железы работать интенсивнее. Верю!
Автор: Tabula Rasa
Произведние: Когда объятья нежных рук на шею жесткою удавкой...
Да, это произведние формально (сонет) тяготеет к классицизму. Однако, читатель, какая редчайшая тема! Садомазохизм даже в наш распущенный век все ещё остается тайной за семью замками. После Захер-Мазоха и де Сада, редкий литератор осмеливался войти в таинственные пределы боли-наслаждения. Безусловно, стихотворение заслуживает высшей оценки. Отталкиваясь от глубоких познаний в технике БДСМ («...одетая в узор шибари...» и подбное), автор прогружается в самую дьявольскую глубину этих опасных плотских утех и возвращается, цел и невредим, со своим тонким и трепетным откоровением. «...Любовь и ярость Госпожи, ты принимаешь без условий. / Она подходит. Не дыши! Хороший раб... не прекословит...» - вот формула любви мазохиста. Чувственный, лирический уровень отношений «раб-госпожа» раскрыт в полной мере, стихотворение оставляет несомненное и долгое послевкусье.
Автор: Dark Less
Произведение: Танец
А в этом произведнии с прискорбием отмечаю противоположный эффект. Автор несомненно обладает умениями версификации, выстраивает цельный и понятный читателю смысловой ряд, использует модную и довольно современную тему готики. Однако, это не помогает оторваться от классического сознания. Все те же проивопоставления («...Ты — мой ангел? Ты — мой демон?...»), те же лирические призания («...Мне бывает очень нужно истерзать себя стихами...»), те же темы («...Я люблю тебя порочно, даже слишком человечно...»), что и в классической литературе. Очень жаль, но это произведние лишь маскируется под субкультурное творчество, оставаясь полностью классическим. Думаю, если бы автор полнее осмыслил прогрессивные черты готической субкультуры и выдал читателю «то же, но с другой стороны», получилось бы революционней и современней.
Автор: Бродский В.
Произведение: "о..."
Текст стихотворения привожу целиком:
о
ок
окна
о к насте
о к н а с т е ж ь
шторм
штор
ш
Единственное стихотворение на конкурсе, которое можно с полным правом назвать постмодернистским. Автор успешно пользуется приемом деконструкции, который, быть может, и не нов, но, увы, редко встречается в отечественной поэзии. За саморазрушающимся текстом прорисовывается четкая картина. Реальность факта спаяна с реальностью текста. Это стихотворения пишет не сколько автор (который, как и полагается, мёртв), столько фонетическая и графическая составляющие текста. Это – поэзия, которая пишет сама себя, без участия назойливых помет классицизма.
Автор: Балашов Р. М.
Произведение: Закономерность ли это...
Это крепкое модернистское произведение привлекло меня необычным ритмическим построением. Осмелюсь предположить - и тема стихотворения (исчерпанность отдельно взятой любви) подтверждает мои мысли - что сознание автора тяготеет к традиционализму. Однако, нестандартность формы, определенная степень свободы, которую позволил себе автор, существенно повышают общий уровень произведения в «табеле о рангах» журнала «Слова». Некоторые яркие поэтические находки западают в память: «...Сколько лет / Мы ползали друг по другу, / Изучая частички / И целое. / А теперь? / Только белое…»; «...Языки вакуумных дней / Слизывают / Не успевшую осыпаться / Нежность...», а это, согласитесь, важно для рифмованного стиха.
Автор: Кудинов В.
Произведение: Хранилище старых вещей
А это единственное произведение, которое можно назвать авангардистским. Написано оно верлибром, без знаков препинания. Автор активно включается в игру со словом и выходит победителем. Существенный компонент стихотворения – поэзия на уровне метаязыка. «...подшивки вчерашних вчерашних вчерашних но интересных сейчас газет...» - весьма удачная находка. «...на полке повыше музыка музыка женских прекрасных имен / Мария Антуанетта Наташа Розалия Света...» - действительно, сылышится «музыка музыка». Надо признать, что повторения органично вливаются в текст стихотворения, создавая впечатление заевшего граммофона, который, кстати, тут как тут: «бабушкин старый с шипением граммофон». Это стихотворение слушается, как виниловая пластинка. Отличный пример того, как язык перерастает навязанную роль информационного носителя, становится частью поэзии, помогает в передаче смысла и атмосферы на мета-уровне.
Автор: Линде А.
Произведение: Латырь
Это произведение привлекло меня своей тематикой. На фоне возрождения языческой (прошу прощения у ортодоксов, этот термин мне кажется более привлекательным, чем «родноверие») религии, происходит постепенное возвращение в литературу дохристианских мотивов. Эту тенденцию, с известной долей сомнения, можно причислить к прогрессивным. Стихотворение аппелирует к теме священного камня, одной из стержневых в нео-язычестве.
Написано это произведение, с точки зрения техники, весьма качественно, однако, хотелось бы сделать ряд замечаний «от читателя». «Грех торопиться» - автору не слеудет забывать, что понятие греха привнесено христианами. Этот посыл несколько выбивается из языческого контекста. Но это так, придирки.
Главное – стоит ли творцу, который взялся за эту тему, пытаться стилизовать свою мысль под архаичную. Автор пользуется «древними» словами, но имеет ли он то мировоззрение, которое соответствовало этим словам. Думаю, что современный язычник уже не может вернуться к состоянию своих предков, да и не надо, пожалуй. По моим глубоко личным воззрениям, не стоит мудрить, когда аппелируешь к теме древних религий. Она – неотъемлемая часть современности. Так зачем же «подделываться» под прошлое, если можно выразить высказаться своими, искренними словами?
На этом завершаю свой обзор. Планируется ещё один по поэзии, затем перейду к прозе.
В заключении хочу выразить всем участникам конкурса благодарность.
Я призываю всех заинтересованных лиц к обсуждению и общению – ведь задача журнала «Слова» состоит в создании единого инофрмационного пространства для литераторов. Мы пытаемся наладить диалог с атворами не взирая на формы, жанры и другие рамки. Надеюсь на качественный и интересный обмен мнениями.
По любым впросам оставляйте комментарии, либо обращайтесь на ящик:ardor@list.ru
С уважением, Глеб Коломиец.