Литобъединение: Менестрель
Конкурс: Конкурс стихов Соло для двоих - Менестрель
Дата: 11.11.07 22:38
Прочтений: 193
Средняя оценка: 10.00 (1)
Комментарии: 2 (2)
Выставить оценку
литобзору:
Обзор 14 от Виктора Батраченко
Продолжение обзора стихотворений, участвующих в полуфинале конкурса Соло для двоих Менестрель.
В обзоре я попытался описать свои впечатления от прочитанных работ.
Оценки отправлены ранее, их можно будет увидеть в протоколе.
Алина Марк Для С .//верлибр, конкурс "Соло для двоих"/
Где-то за гранью сознания слышится звук
Бог прикасается пальцами к линиям зыбких созвездий,
Мерно роняя на землю эхо событий
Прошлое с будущим спутано в темный клубок -
Тянется нитка, на пол ложится узором,
Петли сменяют зигзаги скользи да скользи,
Желтым листом по велению ветра
Сил бы и смелости!
Слышишь ли, мой ясноглазый?
По горизонту медом растекся закат,
Каплет стихами в наши ладони Помнишь -
Шепот и ропот, нервный и сбивчивый пульс?..
Нет? Ты не помнишь?
И обжигаюсь, и пью горечь молчания,
Глядя, как в души нам сыплется
Первый, болезненно-резкий снег.
Как не ко времени
Знаешь, я раньше жила, веруя вот во что:
Если Бог позволил нам встретиться,
Значит, он все-таки есть
Во что же мне верить сейчас?
Грусть присутствует. Осенняя ли она? В самом начале: Желтым листом по велению ветра и ближе к концу: в души нам сыплется первый, болезненно-резкий снег - формально, осень упомянута
Так ли нужны первые три строки? Звук слышится за гранью сознания звук, действительно за гранью - что за звук извлекает Бог, прикасается пальцами к линиям зыбких созвездий? Услышать бы Но при этом он ещё и мерно роняет на землю эхо событий. Загадки
Дальше пошли переживания с воспоминаниями должны кого-нибудь тронуть Вспоминается шёпот и ропот и сбивчивый пульс. С шёпотом понятно, но ропот не совсем подходит для этой мизансцены (кто на кого ропщет?). Сбивчивую речь представляю, сбивчивый пульс не очень
Переживает ЛГ, но повествует об этом так, что не очень трогает
Криш Валентина ***/промёрзшее/
Вчера над городом нашим кто-то прорыл тоннель,
и всю ночь сквозь открытый лаз безбожно сквозило -
дома и те промерзли
до арматурных жил.
Осень последнюю мелочь
/три медяка березовых/
швырнула в провал - латала потертые перья туч.
А утром пришел дворник,
поднял обрывки веревки,
задумчиво нимб на затылок сдвинул, словно картуз,
и, проворчав: "Всё роют!..", засыпал дыру трухой.
А у нас в сером коконе дома
тягучий день
вдруг завился змейкой - ловит себя за хвост.
Что ж ты наделал, беспечный
ангел заплечных дел?!..
Сорвавшийся с привязи
день-уроборос
солнце закрыл собой.
*Уробо́рос ( букв. пожирающий [свой] хвост ) мифологический мировой змей, обвивающий кольцом Землю, ухватив себя за хвост.
Осеннее Грустное
Кто-то прорыл тоннель над городом, через который всю ночь безбожно сквозило - хороший ход! Только, как тоннель может быть одновременно и открытым лазом? Тоннель грандиозное сооружение, а лаз, как правило, очень узкий Дальше про арматурные жилы и берёзовые медяки - неплохо, но, что за верёвку обнаруживает дворник? И как ему удаётся засыпать трухой (?) туннель (лаз) он же на небе образовался?
Виновник тоннеля обнаружен? Это ангел заплечных дел? Вот, ведь нехороший Сомнительно только, что этот ангел может быть беспечным, да и не видно из текста, в чём же эта беспечность проявилась
Интересно, но вопросов многовато возникло в процессе чтения и обдумывания прочитанного
Кузнецова Татьяна Ты сидел напротив
Ты сидел напротив,
пил кофе
и произносил названия городов:
Алматы, Дюссельдорф, Париж.
А потом пластинка остановилась,
ты улыбнулся, положил деньги на стол
и вышел на улицу,
а я осталась
с эхом слов из чужой судьбы.
Мне некуда было торопиться,
но я тоже встала
и пошла под холодный ливень,
чтобы смыть надежду,
что ты еще раз позовешь меня сюда.
Путь домой был долгим,
и на мокром экране
зажатого в руке мобильника
светилась твоя фотка
как цветная картинка
к эпизоду
моей состоявшейся жизни.
Зримый эпизод состоявшейся жизни. Что поделать, пластинки в конце-концов всегда останавливаются, и кто-то кого-то покидает И не так-то просто решиться смыть надежду на то, что всё ещё может вернуться. И не всякий решится выходить под холодный ливень, чтобы смыть эту надежду
В этом стихотворении ничего лишнего, но, на мой взгляд, это сценарий, по которому можно снять фильм. И фильм этот будет длиться гораздо дольше, чем я читал эти два десятка строк
Поздравляю Татьяну с успехом!
Любовь Гудкова Листья цвета непостоянства
Нет,
затаив дыхание от холода,
не плачу зачем?
Слёзы... Они леденеют, едва показавшись.
Тонкой ткани первого снега
не покрыть чёрных ран земли.
Собирая в букеты листья цвета непостоянства,
не согреться.
Деревья, пугающие своей наготой,
когда-нибудь зацветут с новой силой.
У нас же всё иначе:
одна жизнь одна осень.
Понравилось! Очень точное и глубокое выполнение задания! Слишком коротко? А надо ли тут ещё что-то добавлять, растолковывать
Какая концовка! У нас ОДНА ЖИЗНЬ ОДНА ОСЕНЬ
Чуть сомневаюсь только могут ли слёзы леденеть.
Мазикина Л. Осень в сердце моём
Осень в сердце моём
Наступила так внезапно...
От того, что ты забыл
Поглядеть на меня сегодня.
Внутри полетели мысли,
Грустные жёлтые листья,
Словно ветром холодным сорванные
С седеющих тополей...
Тополя подпирают тучи,
Чтобы только не вздумали сыпать дождём.
Если тучам дать волю,
Может вдруг наступить зима...
По теме И здесь ЛГ грустит- ОН забыл поглядеть сегодня Осень в сердце Начало многообещающее, а затем как-то уж слишком быстро и достаточно отстранённо от обозначенного в начале.
ВНУТРИ полетели мысли - где только эти мысли не летают
Тополя подпирают тучи,
Чтобы только не вздумали сыпать дождём.
Если тучам дать волю,
Может вдруг наступить зима... - ну и что у этих тополей получится? И тучи будут сыпать дождём, и зима наступит, как бы они не подпирали.
Хорошее начало, а дальше (с пятой строки) всё куда-то в песок ушло
Новикова Марина ЖЁЛТЫЕ БАБОЧКИ
Жёлтые бабочки листьев осенних
Мёрзнут на ветках, дрожат на ветру под промозглым дождём.
Им бы взлететь и умчаться к весёлому яркому лету,
Где они молоды, зелены были,
Где так радовались тёплым ливням и бодрящей росе,
Любуясь радужным блеском капель,
Где жизнь казалась вечным праздником.
Им бы устремиться ввысь, за облака, к свету, солнцу...
Но плотно сомкнулись и сгрудились тучи,
Предательски склеила крылья губительной ставшая влага,
И нет уже сил для столь дальнего перелёта.
Отчаянно цепляются
И крепко держатся они за ветки,
Как за свою последнюю надежду.
Потом коченеют, срываются ветром,
Чтоб замертво пасть на холодную мокрую землю,
Распластав свои безжизненные крылышки.
А мы с тобой идём по осеннему парку,
Наступая на мёртвых бабочек,
Вспоминаем под тихий шелест наше первое лето,
И крепко держимся за руки...
Как за свою последнюю надежду.
Согласен с Мариной надо крепко держаться за руки... Как за свою последнюю надежду! Очень продуманно подводит она читателя к этой концовке.
Замечательно сделано, что тут ещё скажешь!
Пономарева София Александровна Вы часто плачете, милорд
Где Пастырь Ноябрей трубит
Э. Верхарн
Вы часто плачете, милорд,
в последнее время.
В каминных трубах гнездится ветер,
он подпевает вашим полночным бденьям,
может быть, принимая рыданья за добрую старую песнь
над чашею винной. А, может, просто глумясь
над вашим великим горем: вам давно уж минуло двадцать.
Ноябрь завывает в полях. Милорд, вы читали Эмиля
Верхарна? Как там, старейший изо всех
Прежде вы знали: осень яблоки, осень орехи, осень погоня
за манящим кокетливым лисьим хвостом,
осень уголья прогоревшего за ночь
кельтского злого Самайна.
Теперь же все проще, и, пожалуй, страшней:
осень старость, трубящая в хриплый охотничий рог.
Вы себе представляетесь лисом, старым лисом в старой норе
острохребетного георгианского замка.
Алая осень, рыжая осень, серая осень а дальше
сплошь белизна гробовых одеяний зимы.
Вы часто плачете, милорд,
а там, за витражными окнами ждет не сильнейший,
и не мудрейший даже, а просто старейший,
старейший изо всех жестоких пастухов
Вы часто плачете, милорд - начало, наводящее на размышление о трагической судьбе милорда. Бывает Дальше подробности: каминные трубы с гнездящимся ветром, полночные бдения, добрая старая песнь, чаша вина, хриплый охотничий рог и т.д. Но мне как-то безразличны переживания этого милорда, представляющегося старым лисом в норе острохребетного георгианского замка Что так расстраиваться, если всех ждёт старейший изо всех жестоких пастухов
Не впечатлило
Савинова Яна Осень
Я распахиваю окно. Я смотрю,
Как печальная птица кружит над городом.
Ее серые крылья отражение асфальта с облаками луж.
Ее красно-желтая грудь пламя листвы.
Ее глаза колючая чернота вечеров.
Ее песня стон ветра, потерявшего дорогу домой.
Ее дыхание холодок утренней измороси,
Когда дождь еще дремлет, свернувшись клубочком
Под водосточной трубой
Свет окна напротив,
Заблудившееся эхо чужого разговора,
К которому никогда не примешается тембр моего голоса,
Растворились в белой акварели тумана.
Это не одиночество. Это всего лишь пауза -
Ветер зацепился подолом воздушного одеяния
За минутную стрелку настенных часов.
И замер. Ненадолго.
Чтобы вскоре рвануться и унестись прочь,
Обронив лоскуток невесомой органзы.
Он будет медленно кружиться,
Опускаясь на мою раскрытую ладонь.
Я видела - так птица-осень кружит над городом.
Стрелка вздрогнет. Часы снова пойдут.
Подожди, ветер. Я только накину плащ.
Я бы выделил в этом стихотворении мастерски сделанное ядро, на которое работают строки пролога и финала с птицей-осенью. Вот это ядро:
Свет окна напротив,
Заблудившееся эхо чужого разговора,
К которому никогда не примешается тембр моего голоса,
Растворились в белой акварели тумана.
Это не одиночество. Это всего лишь пауза
Образ окна напротив настолько ёмок! Там чужая жизнь, о которой ЛГ слишком много знает, к сожалению
Одно из лучших произведений в полуфинале!
Шкилёва Людмила ПОПЫТКА ВЕРЛИБРА
Пасмурно.
Сыро.
Ветер полощет листья.
В небе, затянутом хмарью, кричат журавли.
Я для тебя уже ничего не значу.
Видимо, все прошло....
Ты для меня все еще здесь - у черты любви...
Было... У нас с тобою все уже было:
Чувства взрывались вулканом и лавой лились,
Радугой висли, двойной, в безмятежности лета,
Но слишком быстро сгорели, как в жарком каминном огне.
Вот и чужие Сближает лишь сила привычки.
Мне всех забот - сигареты, да выгулять пса
И наблюдать, как галстук повяжешь,
И молча уйдёшь на работу.
Кому же ты даришь теперь гламурные розы?
Было, все было
Прошло, но остались дежурное "Здравствуй",
Общая крыша, постель, да утренний кофе...
Что-то мешает расстаться, уйти, не вернуться
В знакомый, до боли, уютный, мир.
Может быть, правда, старые люди твердят:
С милым рай в шалаше?
Не всё ровно в этом стихотворении
Сильно сделано:
Вот и чужие Сближает лишь сила привычки.
Мне всех забот - сигареты, да выгулять пса
И наблюдать, как галстук повяжешь,
И молча уйдёшь на работу
А прямо перед этим фрагментом, на мой взгляд, довольно неудачная подборка традиционных образов:
Чувства взрывались вулканом и лавой лились,
Радугой висли, двойной, в безмятежности лета,
Но слишком быстро сгорели, как в жарком каминном огне
Мысленно пробрасываю эти три строки картинка становится чётче.
Финальные строки смотрятся не слишком относящимися к тому, о чём шла речь выше
Несмотря на эти замечания, даже не замечания, а рассуждения, я и этому стихотворению поставил довольно высокую оценку.
Эр Светлана Рыжий пожар
Внезапно я проснулась от страшного грохота,
Грохот, казалось, повис над землей,
заполняя все ее уголки.
И тогда я подумала, что вот уже наступило То.
А еще я подумала, какое Оно?
Было ли мне страшно?
Любопытство заставило подойти к окну.
А там переполох! У птиц чемоданное настроение.
Бросают дома, срываясь с насиженных мест.
Где-то рядом открылся аэропорт.
Все улетают куда-то. Птицы и самолеты.
Ветер рвет рыжее платье. От ветра гудят провода.
Вспомнились рыжие-рыжие краски полотен Ван Гога
Странное чувство художник мне кажется русским.
Русскими поиски смысла Жизни и Смерти.
Бедный Ван Гог! Он умер от пожара души!
Мой мобильный охрип от звонков.
Абонент недоступен! В городе рыжий пожар!
Осенняя лихорадка заразна.
Самое сильное место про то, что Ван Гог кажется русским. Он, действительно, искал, и во многом эти его поиски могли выглядеть нелепыми со стороны. Скорее всего, именно поэтому он кажется близким нам
Стихотворение начинается со слов: внезапно я проснулась от страшного грохота, в следующих пяти строчках тревожное настроение нагнетается И вдруг: любопытство заставило подойти к окну - на мой взгляд, в этой ситуации совсем не любопытство должна ощущать ЛГ, она в страхе должна подкрасться к окну там такое происходит ОНО!
Далее, в строке: Ветер рвет рыжее платье. От ветра гудят провода, на мой взгляд, повторное обозначение ветра - излишне. Можно, например, так: Ветер рвет рыжее платье Гудят провода.
И ещё можно посмотреть вариант: Вспомнились рыжие-рыжие полотна Ван Гога.
Так ли нужна последняя строчка? Мне больше нравится завершение рыжим пожаром.
Все полуфинальные произведения рассмотрены, остаётся подождать окончательных результатов. Похоже, что конкуренция за попадание в пятёрку победителей будет достаточно жёсткая. Жаль, что не всем повезёт достойных произведений в этом туре гораздо более пяти.
С пожеланием удач.
Виктор Батраченко.