Литобъединение: ТРАНСМУТАЦИЯ
Конкурс: Поэтический конкурс иронического автопортрета "Я памятник себе"
Дата: 17.06.07 21:05
Прочтений: 444
Средняя оценка: 9.86 (7)
Комментарии: 15 (30)
Выставить оценку
литобзору:
АЛЬТЕРНАТИВА forever или "Ловля метеоритов в мутной воде"

Служебная ЗАПИСКА от Д.Геллер:
Не будучи официальным судьей поэтического конкурса иронического автопортрета "Я памятник себе", прошу дозволения откомментировать представленные работы по нескольким пунктам - общее впечатление, уровень исполнения, выразительность автопортрета и соответствие конкурсной тематике. Поскольку профессиональными навыками в области стихосложения не обладаю, а лингвистическо-филологическими познаниями и подавно, рассматривать произведения планирую по принципу педагога Макаренко, т.е. "исключительно личностный подход", а также привычным образом, т.е. "трактовка созданных Автором мыслеобразов и непредвзятая оценка их доступности пониманию и дальнейшему осмыслению". При написании обзора возможно употребление метафор и гипербол, создание издевательских пародийных эпиграфов, наглые предложения по правке и извращенное толкование идеи в целом. Обещаю сильно не юродствовать и стараться во всем отыскать смысл, пусть и самый скрытый. Аминь.
1. Был бы бронзовый! 1 Kb, Хен Хультквист
"Черным Квадратом" супрематизма вдарь по засилию идиотизма!
Художественные отбивки покрашенных в жизнеутверждающий пурпур строк сразу же настраивают на игривый лад, однако читать от этого проще не становится, поскольку глаза разбегаются вслед за ускользающими строчками. Приходится скандировать вслух, проводя на мониторе мысленные тетрадные полоски - тогда и смысл становится ясен, и четкая, лозунгообразная ритмика а-ля Маяковский появляется. Объем произведения поистине афоризмический, потому и каждое слово здесь на вес золота. В целом, подбор и компоновка на отлично, только немного сбоит переход "Классика! ... Несомненно, классика", так как после восклицания по ритму очень просится утвердительное "Да". Общая же мысль стихотворения простовата и, увы, типична. Про себя в виде бронзового изваяния писали слишком многие и еще многие, наверняка, напишут. Куда более креативно выглядит ассоциация души с картиной Малевича, особенно в безапелляционно "наклееном на стену" виде. Именно отсюда строится интересная трактовка образа Автора, которая, правда, так и остается случайным шутливым сравнением и никакого логического или просто художественного развития не получает. Короче - весело, задорно и со вкусом, но очень уж мало, потому больше воспринимается как игра слов без особо глубокой мысли, и личность Автора в итоге все равно ускользает.
2. Если б только не этот Пушкин 1 Kb, Зоткин С.
Я не знал бы этих бед, если б кашу ел в обед.
Первым, что по-прочтении бросается в глаза, это оригинально выполненное противопоставление традиционных понятий "высокое" - "низкое" по принципу рифмования "Христос" - "навоз". Можно сказать, именно этим сочетанием слов трагическое отношение к сложившейся житейской ситуации здесь и выражено (типа, где Он и где Я). Однако сдавать позиции Автор, похоже, не намерен, поскольку изначально мечтательные "если бы" под завязку трансформируются в неоднозначное оправдывание собственной "творческой несостоятельности" посредством обвинения общепризнанных авторитетов в том, что они-де "дорогу перебежали". Безусловно, при наличии сильной конкуренции в какой-либо отрасли, довольно сложно добиться максимально высокого статуса, особенно если на пути к достижению заветной цели приходится в поте лица разгребать обрыдлую бытовую серость. Причем интересно также и то, что при видимой простоте художественных образов в целом, упомянутая серость выражена ярким и емким выражением "навозный клондайк" - что несомненно добавляет повествованию экспрессии и ощущения значительности происходящего. Относительно исполнения. В целом текст ровный, однако при прочтении вслух проявляется некоторая ритмическая спотыкучесть. Конечно, править авторскую ритмику грех страшнейший, ну так я ни на чем и не настаиваю. Тем неменее (курсивом отмечен авторский текст, CapsLock-ом предложения по правке, бледно-серые пометки на замененных словах):
Сдвинув на лоб РАСПИСНОЙ малахай, МОЛЧА стою, оперЕВшись на вилы.
Дышит паром навозный клондайк. БОЖЕ! О, Господи, дай ЖЕ мне силы!
Дай ЖЕ отпить мне ещё ЛИШЬ глоток из твоей серебряной ПОЗОЛОЧЕННОЙ кружки.
Ты ЖЕ ведь знаешь, что я бы Б ТОЧНО смог, если б БЫ только не этот ЧЕРТ - Пушкин!
Если б БЫ только не Фет, И не Тютчев, если б БЫ только не сын твой Христос...
Ты же ВЕДЬ знаешь, я смог бы И лучше, если б БЫ только не этот навоз.
Пояснения: "расписной" в первой строке не более, чем одно из возможных определений упомянутого "малахая", восклицание "боже" добавляет патетики и попутно заполняет пустующее ритмическое пространство, вариант с "позолоченной" кружкой вместо "серебряной" также дан в качестве необязательного, на "черте" перед именем Александра Сергеевича не настаиваю и его легко можно заменить любым другим ругательством... :) Есть еще некоторая непонятка, правда скорее логического свойства, нежели стилистического. А именно - при чем здесь вообще какая-то кружка из драг.металла? Наверное имеется ввиду Священный Грааль - только так худо-бедно все встает на свои места. Или чего там еще у бога из посуды имеется... Ну и под итог о самом автопортрете. Увы, требуемый образ Автора несколько затерялся между жалобами на несправедливость бытия и мольбами о помощи свыше. Переоценка ценностей и последующая расстановка приоритетов - вещь хорошая, но только, когда это идет на пользу и человек растет над собой. В данном же случае, все остается на уровне "если бы, да кабы". Понимаю, именно такой индивидуальной черте как нерешительность, которую Автор склонен оправдывать любыми обстоятельствами, и посвящено стихотворение, но все же можно было проявить свою личность и поактивней.
3. Я ловлю метеориты (нов) 1 Kb, Бессонов Петр
Ну, а ядерной зимой по грибы пойдем с тобой.
Молодецкая удаль авторского слога оказалась заразительной - по-прочтении невыносимо захотелось выпить горячительного и пойти на улицу, чтобы... ну хоть песни погорланить что ли. Вообще, атмосфера стихотворения почему-то стойко ассоциировалась с психоделизмом постъядерщины из добротных фантастических романов. Так и видишь - холодные бескрайние просторы, опасный радиационный фон, совы-мутанты, рыбалка на черной речке, в мутных водах которой уже давно ничего не водится, и одинокий полубезумный панк в накрахмаленном жабо на выгоревшем холмике, мечтающий хоть чем-то оставить свой след в истории - так сказать, в назидание потомкам. Этакий самоотверженный аутсайдер на самом краю бескрайней по-сути Вселенной, что ловит скрипучей механической рукой... горящие крупицы рушащегося небосвода. Какая романтика, черт побери! Может быть тому виной мое не в меру богатое воображение, но картинка, заложенная в текст Автором, оказалась на удивление красочной и эмоциональной. Даже неожиданно вклинившиеся в середину текста упоминания о поучающе-укоряющих "кривых совах" (ну чем не психодел?) и о "неводе, старике и рыбе" (очевидно, дань пушкинской сказке про "золотую рыбку"?) общего впечатления не испортили, поскольку с лихвой были компенсированы сногсшибательной по силе и смысловой нагрузке подробностью - "я ловлю рукой ошметки с мясорубки мирозданья". В целом, произведение получилось трогательным и очень искренним, причем настолько, что при всей шизофреничности происходящего, личность сочинителя оказалась как на ладони. По ощущению - можно даже в разведку с Автором сбегать... :)
4. Властелин Тьмы 3 Kb, Батаев Владимир
Тяжела и неказиста жизнь простого антихриста.
"Самые большие глупости совершаются с серьезным выражением лица" (с). Смею подозревать, именно об этом аспекте жизни нам и хотел поведать Автор посредством своей эпической саги. Чтож, у него это однозначно получилось, причем довольно убедительно - смотришь на горделиво вышагивающего "по колено в крови" титана, на его суровый пронзительный взгляд, закаленный в боях черный меч и какая-то даже отчаянная веселость появляется, и мысли такие крамольные в голову лезут, мол, мне бы ваши проблемы. Подчеркнуто наивная стилистика повествования, чуть заплетающийся ритм и дотошно скомпелированные примитивные рифмовки только дополняют это ощущение, вынуждая неосознанно проводить параллели со страшными историями из далекого детства - чувствуется та же мрачная сверхъестесственная безысходность и бренность бытия, где человек лишь жалкая пылинка, гонимая беспощадным ветром потустороннего мира к краю Бездны, и уже в самое сердце ранит осознание иллюзорности собственного существования. Понимаешь, раз даже "воплощение зла на Земле" походит на неумело раскрашенную тряпичную куклу с идентификационной биркой на лбу (чтоб никто случайно не перепутал), то чего ж тогда стоит любая человеческая жизнь? Театр Кукол - ни больше, ни меньше. Пафосные реплики, широкие жесты, геройская поступь, плащ с кровавым подбоем, ползающая под ногами чернь, а над всем этим дергающий персонажей за ветхие ниточки скучающий кукловод, в голове которого лишь забота о прибавке к скудному заработку... Впрочем, это все лирика. Что до конкретики, то после первого же прочтения становится ясно - скромности Автору не занимать. По-началу, конечно, удивляет тот факт, что подобное произведение было выставлено на конкурс именно "иронического автопортрета", но при более внимательном рассмотрении напрашивается неожиданный вывод: демонстративная распальцовка лирического героя ничего не значит. На самом деле стихотворение в иносказательном виде безжалостно отражает самое что ни на есть насмешливое отношение Автора к собственным претензиям на вселенское могущество. Мол, в своих фантазиях способен сокрушить целый мир и сам сатана мне не ровня, но величественный мираж тает без следа и вот вокруг лишь люди-как-тени и мир, погрязший в войне, стыде, пороке и голливудском кинематографе. Остается одна горечь, бессилие, одиночество, непонимание окружающих и, конечно же (куда без нее?), зыбкая надежда на... И, знаете, таким образом сам Автор предстает перед читателем куда более человечным и главное живым, нежели это может показаться вначале.
5. Непризнанный поэт 1 Kb, Шунин Д. В.
Одного желанья мало. Надо, чтоб еще стояло.
История серьезная и, пожалуй, скорее печальная, нежели ироничная, так что прошу прощения за фривольный эпиграф, но иначе не получилось. Гнетущая тоска по безответной любви (в данном случае к стихам), тихое отчаяние, от которого опускаются руки, стыдливое признание в собственной творческой импотенции (прямо скажем, нелегкое признание и в первую очередь для самого себя) и терпеливая любовница Ночь, что в итоге все-таки сдается. Неплохой образ, но и не очевидный. По исполнению придраться не к чему, написано грамотно, концовка умело закольцована с началом, язык чист словно родниковая вода. Но, увы, такого много. Проклинать свои творческие застои давно не считается оригинальным, да и в целом произведению не достает внутренней экспрессии. Хотя, классика, конечно. Изящно, тонко, скромно, без истерик, в меру упадничества и в меру светлой грусти, все чувства строго сбалансированны. Подобные стихи вечны, поскольку не подвержены веяниям времени и в любую эпоху окажутся вполне актуальными - возможно, на то и рассчитывалось? Относительно автопортрета. Уже далеко не первый Автор в этой десятке куда больше внимания уделяет теме "мои творческие муки" и тем самым напрочь забывает рассказать о себе самом - полагаю, никто не будет спорить, что поэтические наклонности это далеко не все, что составляет личностную характеристику человека.
6. Позитив 1 Kb, Светлана Ермакова
С рифмой, увы, я совсем не дружу - буду с подружками прозой болтать.
Позитив? Воистину так. Незамысловатый, нежно-солнечный, чуть лукавый. Очень женственный, но не жеманный. Конечно, никаких особо сильных эмоций и метафизических откровений в произведении не наблюдается, однако от этого оно не превращается в бессмысленный набор букв, наоборот, кажущаяся простота заключает в себе куда больше искреннего чувства и индивидуального мировосприятия, нежели многие работы, в которых Авторы готовы вывернуться наизнанку, лишь бы произвести неизгладимое впечатление на читателя, и при этом не идущие дальше пустой словесной эквилибристики и игр разума. "В капле росы содержится целый мир" (с) - так и здесь, в незатейливом бытоописательстве скрывается настоящая жизнь. Чувствуется легкая грусть, может быть даже одиночество, но Автор не унывает, поскольку умеет жить с надеждой на будущее и встречать новый день с улыбкой. Да, безусловно, все это рефлексия и для большинства она может быть совершенно не интересна, поскольку, давайте уж признаем, многие ищут в чужом творчестве все, что угодно - средство от скуки, новые идеи, забавные находки, даже самих себя - но только не личность написавшего. Люди, увы, эгоистичны и любят чужие улыбки, когда они адресованны им одним. Насчет исполнения. При видимом отсутствии рифмы в традиционном ее понимании (нет, на самом деле она есть, но нетривиальная, как во "Вредных Советах" Григория Остера), само тело стихотворения не разваливается, поддерживаемое крепко сбитой внутренней ритмикой. Этим произведение напоминает молодую женщину - спокойную и уравновешенную, любящую тортики и теплые пледы, но по утрам непременно вспоминающую про скромный комплекс упражнений по аэробике, так сказать, "для ленивых". В общем, по всему выходит, самого Автора в произведении куда больше, чем может показаться, и, как следствие, по теме конкурса это несомненно прямое попадание.
7. Нирвана 2 Kb, Кудинов В.
И допив бутылку водки, я порвал на ней колготки.
По-ощущению - умеренно-позитивные растаманские потряхивания свалявшимися дредами, побрякивающие многослойные фенечки и сонный завиток дыма от прикушенной зубами самокрутки. Простенькая бытовая ситуация с опохмелкой, ленивое отмахивание от зудящей как назойливая муха супруги в рваных чулках и глумливые рассуждения "на возвышенную тематику". Атмосфера произведения в целом хорошо подчеркивается чуть притормаживающей на поворотах ритмикой - тра-та-ра, та-тара, та-тара, та-та... ик... "летаю" - главное, на дверной косяк не налететь - тра-та-ра, та-тара, та-тара, та-та... ик-иик... "стращаю". Употребляемые высокопарные выражения по типу "вещаю, витаю, заклинаю" и т.п. на удивление удачно контрастируют с подчеркнуто просторечными "затылок чешу", "ну, Зина, ты вникни" и как-такового внутреннего протеста не вызывают (ассоциация - шампанское с селедочкой "на закусь", вроде бы вещи несочетаемые, но иногда и такого может захотеться). Сюжет ровный, логика не сбоит, разве что несколько выбивается из общего контекста фраза "какой ты Учитель, какая Гуру" - данное заявление нигде в тексте не обосновано и вообще кажется отчетливым переигрыванием, а следовательно его нужно оправдать или вовсе удалить, заменив на что-нибудь более подходящее случаю. Короче, нельзя сказать, что произведение очень искреннее, но темперамент Автора и некоторые личностные характеристики все же просматриваются.
8. Моторка тянет по реке... 1 Kb, Бахарев А. П.
Ты в водах Стикса не отыщешь броду...
С прискорбием сообщаю, если бы я не додумалась сунуться в комментарии к данному произведению, в жизни бы не догадалась, о чем оно. Это, знаете, как с абстракционистской картиной - на холсте множество красивых цветовых пятен и прочих изысканных разводов, а в самом углу легкий абрис, отдаленно напоминающий по контуру, предположим, греческий женский профиль с отбитым носом. И так на эту картину смотришь, и сяк, и начинаешь уже думать, что это наверное просто дизайнерская работа, призванная украсить любой интерьер своим медитативным продуманным колером. А потом вдруг замечаешь внизу подпись, мол, и не дизайн это вовсе, а самый что ни на есть "Пигмалион", в голове прокатывается ряд ассоциаций из курса древнегреческой мифологии и уже понимаешь - глубоко копнул Автор, ой, как глубоко. Не сочтите за ерничанье, но образы, приведенные в стихотворении слабо соотносятся с упомянутыми в частных обсуждениях Стиксом и лодкой Харона, поскольку возникает явная непонятка по-поводу этого самого Харона - раз по легендам он служит при Аиде перевозчиком душ, то что тогда тут делает Автор? И тоже на лодке? Причем на своей собственной. Подрабатывает сменщиком на полставки? :) Скорей всего, стихотворение все же из разряда тех немногочисленных произведений, в которых каждый желающий может увидеть все, что ему заблагорассудится. Один - задумчивую утреннюю рыбалку, другой - мысли о смерти, что всегда где-то рядом, третий - печальный перепросмотр жизни... Нет, правда, как по мне, так это скорее легкий бриз накативших издалека размышлений о бренности бытия и о грядущей старости, встреча с самим собой у смертного одра. Отсюда и река - как символ скоротечности времени, и "великолепный старик, перебирающий бородку" - как призрак грядущего (вспомним, кстати, "намек прозрачный"), и "волны клином...шлепнутся о глину" - как напоминание о могильном холме, и подытоживающая все "моя полузатопленная лодка", мол, личная история подходит к своему логическому завершению. Чтож, выходит, все-таки символизм? Но хитрый Автор безмолвствует и даже название произведения подобрано намеренно бессодержательное. Относительно уровня исполнения - в целом, атмосферно и грамотно, не добавишь и не убавишь. Снова классика по стилю и извечная тема, хоть и другая. Однако автопортрета и на этот раз не углядела - слишком уж отрешенно и созерцательно, безличностно, я бы сказала.
9. Образ 1 Kb, Арад И. М.
Руки твои, словно клешни у краба, но я тебе все равно очень рада.
Прочитав произведение, я сперва не поняла - каким боком оно имеет отношение к заданному в конкурсной теме автопортрету, но приглядевшись повнимательней, лишь хлопнула себя с досадой по лбу. Конечно же, это монолог, обращенный от внутренней Инь к не менее внутреннему Ян по принципу любовного письма пушкинской Татьяны к Онегину. Причем, что примечательно, любовь их сильна и взаимна, и Внутренняя Монголия отчетливо благоденствует. И как ни язвят злопыхатели, мол, силен мутант - мало того, что у него комплект из девяти душ, под завязку набитых сушеным виноградом, так еще и "головы трижды содержат ума", Автор лишь хитро подмигивает поочередно каждым из тысячи глаз и с упоением пьет "звон хрустальный бокала", ни на что более не реагируя. Вообще, на самом деле образ интересный. Если уж продолжать проводить параллели с картинами известных художников, то данное стихотворение я бы сравнила с полотнами Пикассо или Миро - те же глаза на одном боку, безумные цветовые сочетания, нелинейная композиция, странные ожившие загогулины и неясные псевдочеловеческие сущности. И стилистика подстать созданным образам - все гипертрофированно и доведено практически до абсурда, однако в целом немного недожато, поскольку в какой-то момент фантазия Автора дает сбой и получается банальная строчка "я не хочу оставаться одна". Конечно, и это можно оправдать, заявив, что таким образом демонстрируется некая душевная полость, которую ни Инь, ни Ян заполнить не в состоянии, а следом напрашивается мысль, что когда-нибудь они захотят размножаться и после предположительных девяти месяцев внутри Автора зародится новая жизнь - еще один замечательный многоглазый и многоногий улыбчивый монстрик... :) Относительно попадания в конкурсную тематику хотелось бы заметить, что хоть я и отметила креативность Автора, как человек он все-таки остался для меня неразгаданным. Слишком уж много внимания было уделено скрупулезному пересчитыванию частей тела, а основные характеристики в этом списке подзатерялись. Ну и под завязку. Как бы то ни было, ксенофобов просьба не беспокоиться - внутри у человека могут обитать какие угодно сущности, главное, чтобы ими не слишком часто пугали нервный социум, а то ведь люди они какие - возьмут, да и заспиртуют... И будет уже не образ, а образец.
10. Дождусь раскопок 1 Kb, Василий Разломов
Что нам бюсты? Нам б в гербарий...
Спокойный мягкий сарказм, приятная рассудительность, непринужденная атмосфера... и снова все та же, много раз обсосанная Извечная Тема. Как все же хочется людям что-нибудь, да значить. И даже не для себя - для окружающих. Существовать достойно, чтобы никто слова худого не сказал, выполнить составленный заранее план жизни, продолжить свой род, создать роман, написать картину, ну хотя бы посадить дерево. Да и умерев, не растаять без следа, остаться в памяти потомков в виде далекого отзука ушедших лет, молчаливого надгробия или, что еще лучше - вполне весомым человекообразным объектом, гордо возвышающимся посреди площади или, на худой конец, тенистой аллеи. Лишь бы помнили (безусловно, такое желание естесственно). Мумифицирование, бальзамирование, криогеника призваны сохранять тела, дела же сохраняются сами. Или не сохраняются. Все зависит от того, насколько значимыми были эти дела для окружающих. Люди склонны пытаться остановить время, всю свою жизнь мы боремся со смертью и забвением, желая задержать в памяти каждое мгновенье, но память недолговечна и требует материального подтверждения - так появляются дневниковые записи, засушенные розы, фотоальбомы или просто дорогие сердцу вещицы. Иногда мы хотим сохранить и близких людей или же тех, кто в свое время стал "знаковой фигурой" - так появились мощи святых, Ленин в Мавзолее, куски черепа Гитлера в архиве ФСБ, километры кладбищ, так же появляются экспонаты в музеях и памятники знаменитым людям. Какие-то из них потом разрушают или они разрушаются сами и остаются только в качестве упоминаний в исторических сводках. На ком-то из них даже делают деньги, превращая в успешную торговую марку. Сохраняется ли при этом значимость самих этих личностей, что была у них при жизни, или они превращаются в символ определенного времени, события или творения, а самих их - живых, настоящих - забывают?.. Впрочем, это опять же лирика, хоть она, в общем-то, и по делу, поскольку в представленном произведении фигурирует желание во что бы то ни было себя увековечить. Но Автор - человек практичный и понимает, что время сейчас нелегкое, каждый ищет, на чем подзаработать, а потому и увековечиваться следует в чем-нибудь, что не обладает особой рыночной стоимостью ("мне б бронзоветь, да стащат в "Вторцветмет"), продумывает возможный вариант с непредумышленной порчей своего изваяния птичьими испражнениями ("окаменеть бы...да...птички опоганят") и приходит в итоге к наиболее удобному варианту - ничего не делать и под естественным воздействием времени превратиться в этакий старинный фолиант. Стратегический подход очевиден - затраты минимальные, а успех гарантирован. Подобная древность обязательно привлечет внимание археологов, историков, музейных работников или же просто коллекционеров антиквариата (в принципе, тоже неплохо) - главная проблема, чтоб в итоге все-таки нашли и не сочли за мусор. Вообще, сама идея не нова, полагаю, она свойственна любому лентяю, но качественное исполнение скрашивает сей незначительный изъян. Что же касаемо конкурсной темы, то кроме прагматичного подхода Автора к собственному наследию, я лично разглядела только флегматичный темперамент, ясный ум и умелое владение слогом. Остальное погрязло под толстым слоем пыли.
Ну чтож, подведем итог по рассмотренной десятке произведений. Половина обозренных Авторов предпочли написать не о себе любимых, а о личном отношении к творчеству, причем каждый не преминул пожаловаться, какой это тяжкий и неблагодарный труд. Наверное они правы. Сайт у нас профилированный, потому тема стихописания близка практически всем присутствующим, да и голая саморефлексия у публики не в почете. Читатель хочет тем, которые он мог бы примерить на себя или высокоинтеллектуальных, вызывающих на диалог, рассуждений. Или душещипательной социалки. Или просто красивых эстетских текстов, на которые можно было бы любоваться, как на дорогую безделушку. Вот и отзывы получаются - соответственно. Ну да и ладно. И пусть жаждущие славы следят за веянием времени и перестраивают себя ему под стать, все равно будут редкие упрямцы, дожидающиеся момента, когда можно будет прогнуть под себя целый мир.
Удачи нам всем и побольше терпения!
Написание литобзоров по другим конкурсным работам планируется, но только при личной заявке заинтересованных в этом Авторов, поданных в виде комментария к данной рецензии, или при моем собственном остром желании.
С уважением, ДГ.
16.06.2007.