Литобъединение: Живой Звук
Конкурс: Улыбка наша нас переживет
Дата: 03.09.21 08:25
Прочтений: 87
Средняя оценка: 10.00 (4)
Комментарии: 0 (0)
Выставить оценку
литобзору:
Я, конечно, мстить не буду
Вот и лето прошло. Грустновато, конечно. Но порадовали стихи конкурсантов – они оптимистичны и, рискну сказать, даже полезны в житейском и творческом планах.
1.
«Символ красоты». Володченский В.П.
Бог красоты не дарит никому –
Ведь все младенцы до того уродцы,
Что, глядя на их лица, не пойму,
Откуда всё же красота берётся.
Откуда лица, что тревожат сон?
Откуда столько глаз, с ума сводящих?
И это всё – не маска и не фон –
Здесь красотою веет настоящей.
А красота имеет символ свой.
Он неизменен, потому что вечен.
Улыбкой доброй нежной и живой
Любой красивый человек отмечен.
Тот в зеркало напрасно не смотри,
Кто не заботится о красоте внутри.
По форме – английский (шекспировский) сонет, завершающийся обобщающим афористичным двустишием. Немного архаично выглядит строка «Тот в зеркало напрасно не смотри». То есть не немного, а порядочно архаично выглядит и «тот», и «не смотри». Как у дедушки Крылова. Проще всего их поменять местами, тогда не исчезнет, но чуть-чуть сгладится неловкость:
«Кто не заботится о красоте внутри,
Тот в зеркало напрасно не смотри».
А вот еще: «Он неизменен, потому что вечен» - тавтологично как-то.
Смысл текста – в последних шести строках. Предыдущие строки дискуссионны. Но они как раз запоминаются, потому что свои, авторские. «Мораль» же безусловна верна, но читатели с ней встречались неоднократно.
2.
«Это кто так сладко спит» Берсенева Е.В.
Это кто так сладко спит,
Крепко, беспробудно?
Это опыт, паразит,
Сын ошибок трудных!
И приходится опять
Наступать на грабли
Спит, подлец, его ж ты мать!
Мать его туда, блин!
Блестяще! Нравилось бы очень, если б не слишком много было «по матери». Цимус разного рода «блинов в их уместности и редкости. В данном случае уместность очевидна, а редкость не наблюдается. До грабель читал с удовольствием, подспудно, правда, чувствуя, что рифма для садового инструмента будет именно такой. А наступить пришлось – негоже арбитру не дочитывать тексты.
Свежо, остроумно, привязано к классике. Плюсов больше.
3.
«Я, конечно, мстить не буду…» Берсенева Е.В.
Я, конечно, мстить не буду…
Вспомнить бы наверняка
Кто налил в мою посуду
После пива коньяка?
А потом добавил пива…
Где тот добрый человек?
С этих ваших презентаций
Этих библи… блиотек!
Здесь великолепна широта души лирической героини. Мстить не будет, но ищет «того доброго человека». Опять перекличка с классикой: в «Мастере» Иуда назван добрым человеком. И тот провокатор, и этот тоже. Видно, оба заработали свои 30 серебряников, пользуясь природной добротою и добросердечностью.
Текст в самом деле сочинен без злобы, без раздражения, без обиды. На мой взгляд, немного скомкан в конце «библями». Ну да ничего.
4.
«Дарственная» Березин А.В.
Я в книге жизни сделал надпись дарственно,
Где детство протекало обездоленно,
Где охранял границу государственно
И выплавлял в печи железо доменно.
Где пользовался транспортом общественно
И, получая травмы производственно,
Не уставал доказывать вещественно.
И даже предъявлял улики косвенно...
Смотрел дедок с портрета мавзолеево,
Жена его таращилась базедово.
Мерцали в небе звёзды водолеево...
А ты за солью вдруг зашла соседово.
А я стоял растерянно, насупленно.
Но ты решала всё остапобендерно,
Поскольку знала ты меня облупленно,
И в тот же вечер мы дружили гендерно.
А позже, падежи склоняя дательно,
Спрягая обстоятельства родительно,
Процесс инициируя карательно,
Ты многое припомнила винительно.
И упорхнула за бугор парижево,
Едва победу одержав блистательно.
А я страдал панкреатитно, грыжево,
И железа тревожила предстательно.
И ел - не холодецки да спагеттево -
А чернохлебно, огуречно-луково….
Как самолёт садился в Шереметьево,
А собирался прилететь во Внуково…
Дорога к дому - слякотно и ветрено.
Театр огнями светится ермолово.
И я иду, хромая тазо-бедренно,
Приняв своё лекарство корвалолово...
Хотел я выдать стих первоапрелево,
Чтоб он звучал смешно и безболезненно,
Забавно, остроумно, габриэлево...
Но получилось слишком уж... березинно.
Чудесно! Отличные неологизмы, как только хватило автору запала насыпать их столь щедро. В общем-то, юмор весь в них – в неологизмах. А ведь неплохой прием. И рифмуются они как следует.
Неологизмы хороши, да… Как бы это сказать? Многовато их, длинновато их. Я сейчас не критикую, а как бы печалюсь. Совсем как Верещагин в «Белом солнце пустыни»: «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…»
Но все равно – отлично! Когда еще придется по горло икоркой удовольствоваться.
С уважением
П.Р.