Литобъединение: Глубинная нейронная сеть
Конкурс: Вселенная "Ходячих мертвецов"
Дата: 13.08.20 16:55
Прочтений: 179
Средняя оценка: 10.00 (1)
Комментарии: 4 (1)
Выставить оценку
литобзору:
Судья 2, провела подробный анализ всех произведений представленных на конкурс. Продемонстрировала систему оценки стихов. Дала пояснения и комментарии к произведениям.
Обзор произведений представленных на конкурс "Вселенная ходячих мертвецов"
Конкурс Вселенная "Ходячих мертвецов"
«Тематика — постапокалипсис. К участию в конкурсе принимаются поэтические произведения малой формы посвященные постапокалипсическому описанию жизни человеческого сообщества или человека. Стихи могут быть посвящены эмоциональным переживаниям, быту, взаимоотношениям в обществе. Жанровая направленность — фантастика в различных поджанрах или фантастический реализм».
Оценочная система:
Соответствие тематике конкурса — максимум 10 баллов
Художественное мастерство — максимум 10 баллов
Поэтическая техника — максимум 10 баллов
Старалась не подсматривать, кто есть кто, создав список произведений в отдельном файле, то есть быть максимально непредвзятой. Так ведь и должно быть? Чистый текст, не обременённый фамилиями и регалиями… Спасибо всем участникам.
Автор обзора любит русский язык, старается учить правила по мере сил и внедряться вглубь, так сказать. Есть некое «чувство языка», которое складывается из всех детских впечатлений, всех прочитанных книг (а в моём детстве они покнижно проходили корректуру, отчего не было опечаток, и была прекрасная фантастика в библиотеке), всех знаний в различных темах (искусство, наука, общественные и бытовые знания, …). На это чувство и опираюсь. Оно постоянно углубляется, совершенствуется, чем и интересно — никогда не наскучит. Язык это потрясающая возможность проникать в законы Вселенной через призму мировоззрения конкретного народа. Что он такое? Это огромный архив всех верований, знаний, предрассудков и мышления. На каком языке ты говоришь, так и думаешь. Это одна из величайших ценностей на Земле. И когда я вижу неряшливость в оформлении из серии «и так сойдёт» — глаза текут, возмущение нарастает, оценки падают. Я знаю далеко не все правила и путаюсь в сложных, но простейшие-то все должны соблюдать, не? Всё-таки несём свет слова в массы))
Ну, что? Натянув мантию, напяливаю напудренный, попахивающий нафталином парик. С Богом. Так как от судьи не принимается «я так чувствую/вижу/слышу», то постараюсь оформить эфемерные эмоции в твёрдую валюту слова и объяснить, почему выставлены те или другие баллы. Кому-то (наверняка) они не понравятся. Но кривить душой и насиловать себя не могу. Если впечатляет, то да, если нет — не обессудьте. Критика учит лучше патоки хвалы. Постараюсь выражаться корректно.
Все мнения, высказанные в этом обзоре, являются частными, не претендующими больше, чем на ИМХО.
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1
Искажение…
Разрушен мир… Во тьме заледенев,
Осыпался расколотый на части.
Средь призрачных сгустившихся теней
Осколки тлеют попранного счастья.
Еще недавно мощный организм,
Взращенный технократностью науки,
Дышал размеренно, стремился ввысь…
Планеты пульс был ровным и упругим.
И вдруг все содрогнулось… Тяжкий стон
Из самых недр разбуженных вулканов
Поднял цунами, что со всех сторон
Прошлись по континентам с океанов.
И пОлюсы, утратив ось земли,
Теряя льды, лучом теперь убиты...
И гении предвидеть не смогли:
Планета отклонилась от орбиты.
Подобья обезличенных людей
Блуждают приведеньями из плоти.
Вкус крови… Жажда - апогей страстей
В сознании полуживотном бродит.
Пронзает гены смертоносный фон
Феерией жестоких радиаций,
Мир наводнив чудовищностью форм,
Картинами невиданных мутаций.
_
Первым всегда достаётся больше, так что терпите (а у меня в списке это первое). Начну с ошибок. Хорошим тоном для подачи на конкурс считается вычитанное, откорректированное произведение. Тире, там где оно должно быть, проверка правописания, хотя бы в ворде; «приведеньями» — имелось ввиду «привидения»? Мало того, что ошибка, да ещё и с мягким знаком, что не есть хорошо. Вообще, когда рядом соседствуют формы слов с мягким знаком и без оного, читается тяжело, лучше этого избегать. «пОлюсы» — необязательно выделять ударение там, где оно и так должно быть, а если уж выделяете, то потрудитесь это сделать специальным значком « ́» (Alt+0769 в ворде), а не этим убогим неверным способом.
О технике и мастерстве. Пафос зашкаливает (я лично не очень такое приветствую, потому что это по сути ложь, т.е. за выспренностью прячется пустота). Автором взята довольно устаревшая манера изъяснения (в которую не вписывается новояз, например, «технократность» и пр.). Желательно выдерживать единую стилистику. «Взращенный технократностью» — эти два слова не могут друг друга не убивать в такой близости… В общем и целом развитие сюжета практически отсутствует, это просто «высокое» описание теоретической катастрофы. И есть прямо очень большие неточности, которые известны даже мне, не учёному: если планета сошла с орбиты, то на ней такие мощные поверхностные изменения, что никакие «Подобья обезличенных людей» в принципе не могут блуждать. Понятно, что автор сел на фантазию и полетел в недоброе будущее, но всё же современные представления надевают очочки Станиславского и вопиют: «Не верю!»
И концовка тоже спорная. С чего вдруг радиационный фон подскочил? Логика произведения молчит.
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 10 баллов
Художественное мастерство — 3 балла
Поэтическая техника — 4 балла
2
Над камнем Неизвестному Поэту
По твоим следам идет ветер
Откуда берется ветер? Он поднимается вслед за тобой. И гудит даже тогда, когда ты уже исчезаешь. Он идет по твоим следам, принюхиваясь, как пес. Без отца, без матери, без стаи, предоставленный себе самому, он дышит тебе в спину, впадает в ярость, с его желтых клыков капает жесть, он настигает. Сначала тонкий, как нить, со временем он набирает силу, утолщается, врастает в тучи, смешивается с ними в монотонную гремучую массу и наконец охватывает кольцом пространство над тем местом, где обрываются твои следы. Он начинает бешено вращаться, вперяя свой единственный глаз в одну точку - туда, где белеет отпечаток твоей ступни. И вот он срывается вниз, почерневший от злобы, теряющий ориентиры, и мечется. Он не теряет надежды. Но надежда сводит его с ума. С размаху он ударяется головой о землю, отскакивает, как футбольный мяч, и снова ударяется. Ему не больно - ведь он только ветер, без мяса, без вен и артерий, без продолговатых костей и коленных чашечек. Его голова подобна льдине, несущейся в мировом пространстве, комете, траектория которой не вписана ни в один астрономический каталог. Сила его удваивается, утраивается, он свирепеет, становится неимоверно сильным - ведь он безумен, ветер, идущий по твоим следам.
Твой путь окончен. Твой труп коченеет посреди дорог. В чистом поле, выпуклом, как пуп земли. Тебя уже нет, и ветер может теперь до скончания века терзать никчемные останки, разбрызгивая ошмётки пены, расшибаясь в град, пыль и пепел.
Прощай! Теперь тебя точно никто не вспомнит.
_
В принципе, это эмоциональное переживание, так что вписывается в весьма широкую тематику и условия конкурса. Одушевлённый ветер — это уже интересно. Вот только жесть, капающая с клыков, озадачила. Остальное же зримо воссоздаёт образ некоего пса, может быть даже трехголового Кербера или двухголового Ортра.
Начиная со льдины, я начала терять нить повествования. Почему пёс (ладно, ляд с ним, стал вихрем) вдруг превратился в льдину на большом плоском земном пространстве? А, это комета!? И всё равно, как? Мне, глупенькой, непонятно, зачем ветер забрался в Космос, чтобы потом «ветер, идущий по твоим следам» — идти по Земле? Мне показалось, что Муза дала сбой, устала и начала диктовать первое, что придёт в голову. Так-то образы интересные, неплохо бы их немного причесать.
Кстати, если бы не было названия, то ЛГ может быть любым умершим, а хорошо бы поинтересней завернуть драматургию. Возможно, автор захочет это сделать.
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 10 баллов
Художественное мастерство — 6 баллов
Поэтическая техника — 5 баллов
3
После всего
На берега, где все нам незнакомо,
Нас выплеснула пенная волна.
В сырую ночь ушли раскаты грома,
И уши нам застлала тишина.
Не стонут чайки в пламенной лазури.
Не шелестит кровавый барбарис.
Глухонемые падчерицы бури -
Полощут скалы клочья наших риз.
И рептилоид с узкими глазцами
ощерил пасть, и будет дотемна
над нашими глумиться мертвецами
фантомный запах хлеба и вина.
_
В условиях довольно широкая трактовка соответствию теме, так что ок. По остальному тяжело говорить, не моё, так скажем. «Полощут скалы клочья наших риз», «рептилоид с узкими глазцами»; мы, нас, о нас — и всё это в одном предложении… Сорри…
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 9 баллов
Художественное мастерство — 2 балла
Поэтическая техника — 1 балл
4
Гадкие лебеди
(постапокалиптический стих по мотивам одноимённой повести А. и Б. Стругацких)
Это не сон: то в унисон
стоны с шести сторон.
Дикие лебеди,
гадкие лебеди
пересекли небосклон.
Крыльями плещут,
каверзно хлещут,
хлещут по лицам нам.
Дикие лебеди,
гадкие лебеди!
Где же полиция?!
Мы будто пленные!
Что же военные?
Что же молчит президент?
Совести поиски?
Ротшильдов происки?
Истины страшный момент?
Что пишут медиа? –
Трагикомедия!
Дождь…
Не прервать…
Не объять…
Это прелюдия иль интермедия?..
Дрожь, и могу предать…
Это не сон: то в унисон
стоны с шести сторон.
Дикие лебеди перечеркнут,
выпотрошат небосклон
и пресекут наших времён
ход!..
Не лебези –
Лебеди впереди.
_
Стругацкие это пять. То есть одно упоминание фамилий — попадание в тему. Люблю этих авторов, но пришлось вспоминать саму повесть, давненько читала. Мокрецы, вечный дождь, люди будущего и дети… ага… М-да… Интересно, что если не знать, о чём повесть, то и не догадаешься, зачем «Крыльями плещут, каверзно хлещут». То есть некий эмоциональный выплеск. Дальше идёт перечисление вешек: «Где же полиция?! Мы будто пленные! Что же военные? Что же молчит президент?», — которые без знания оригинала не осилить. Написано неплохо, форма интересная. Аллитерации ласкают нёбо. Царапнуло «каверзно хлещут», можно было бы иначе сформулировать. И концовка смазанная. Зачем не лебезить? Ну, и что, что лебеди впереди? Вне контекста (который здесь слабый) они могут быть и позади, и отойди, и что-то на ту же рифму. А лебезить-то почему не? ))
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 10 баллов
Художественное мастерство — 6 баллов
Поэтическая техника — 7 баллов
5
К О Н Е Ц С В ЕТ А
КОНЕЦ СВЕТА №1
Что делать и куда бежать,
когда Конец наступит света? -
забиться ль сразу под кровать,
иль дотерпеть до туалета?
Иль, в кой-то веки раз, с женой
любви предаться напоследок?
Иль тяпнуть водочки родной
для поддержанья нервных клеток?
А лучше выйти на балкон
для усиленья впечатленья,
и любоваться без препон
на шоу светопреставленья…
Конец! Он никому не даст
поблажки! Сгинет, между прочим,
тот гад, за стенкой, гитараст,
что гитарасит среди ночи;
в стихии праведной огня
сгорит паршивая газетка
что не печатает меня!
(такая, право, профурсетка)
И мы не будем помирать,
как говорится, в одиночку, -
умрём все вместе! — благодать!
В один момент, а не в рассрочку!
Товарищ, верь, придёт Конец,
не завтра, а ,быть может, нонче,
промчится Бледный жеребец,
произойдёт Армагеддончик;
с косой Старушка, наконец,
придёт, надвинув капюшончик;
прямым путём в Череп/овец
тихонько тронется вагончик…
Заело рифму, мой Творец,
заело, словно патефончик…
- Стишок мой надоел вконец? -
примите, граждане, пардончик!
(а у жены уж был пипец -
когда украли телефончик),
а кто дослушал - молодец,
и заслужил горячий пончик!
P.S. Поэзия — вторая мать –
не бросит бедного поэта:
он будет так же рифмовать
когда Конец наступит света!
Cвидетельство о публикации 543882 ©
*
КОНЕЦ СВЕТА №2 (по календарю майя)
Вы, майя, сами из сюжета,
отмаясь, выпали давно,
а нам Концом грозите света
что просто-напросто смешно.
Вы, майя, окончаньем света
нас не возьмёте на испуг,
Земля — надёжная планета, -
всё будет хорошо!
А вдруг?
Вдруг — сбудется?! Ведь, на табличке
в календаре, указан срок…
Нет, надо сахар, соль и спички,
тушёнку заготовить впрок!
Одни, спасаясь, лезут в гору,
другие прячутся в подвал,
а я совсем не верю вздору!
Но кто ж гарантию давал?
Любила жертвоприношенья
народность майя не зазря,
и оттого в душе сомненья
растут, по правде говоря.
Не то, чтобы «мороз по коже» -
плевать на карканье ворон!
Но как-то неприятно всё же,
и мысль об этом гонит сон…
Вчера жена, придя с балета,
сказала бодро: - Не боись,
у нас конца не будет света,
а будет апокалипсись!
*
_
Иль не конец, иль всё-таки конец? О, боже, скока букаф! Если бы на мне не было мантии и парика с буклями, то бросила бы чтенье концов ещё на средине первого конца. Нет, это весело, мило, упоминанья опять же Армагедончиков, Жеребцов (с большим концом, надо полагать?), старушечки с косой и других весьма уважаемых личностей. Придётся писать про все концы по порядку.
Итак, намбер 1. Автор силён в драматургии, неплохо начал, возвысился на вершину кульминации и ухнул в низину конц/овки, оставив самый цымес в постскриптуме. Хорошо. Раздражает только огромное количество блох с «ь» вместо «и». Ну, не по-русски это, хоть убивайте меня концами. И долгая, очень долгая дорога к концу (половину можно было и выкинуть).
О, госпидя, намбер ту. А майя молодцы. Взяв автора в послеавторы своих календарей, преподнесли гораздо более читабельный текст в плане развития сюжета и словес, в которые оный тщательно завёрнут, подогрет и подан. Вот, правда, этот лучше. И «апокалипсись» замечтательно жирной пятернёй припечатывает смысл опять же в конце.
В конце концов конца не увидать )) Эти концы — шутливое разнообразие мрачного постапокала, за что автору отдельное с кисточкой.
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 10 баллов
Художественное мастерство — 8 баллов
Поэтическая техника — 8 баллов
6
Некто.
Навеяно Лермонтовым.
Ярко небо звёздное мерцает,
словно в мир галактик зазывает.
Космос восхищает, ужасает,
мрачной жуткой прелестью мани′т.
Где-то там, в туманностях, быть может,
небом, как и я, любуясь тоже,
некто, на землянина похожий,
со звездой далёкой говорит.
Может, он поэт, сидит на крыше
или на балконе томно дышит,
при свечах печальный стих свой пишет,
как в своём он мире одинок,
как терзают душу страх и старость,
что ему нужны любовь и жалость,
ведь совсем недолго жить осталось!..
и не нужен никому пророк,
жаждою духовною томимый,
проклятый, всегда везде гонимый,
будто прокажённый, нелюдимый
одинокий мученик, изгой,
от пути тернистого уставший,
всех родных и близких потерявший,
людям ничего не доказавший,
страждущий свободы… и покой.
Лунный свет невидимо струится.
Млечный путь спиралью звёзд змеится.
Хочется так плакать и молиться!..
И навек забыться и заснуть.
Но — не сном холодным, как в могиле,
в мёртвенном зловонии и гнили
без души, движения, в бессилье,
чтоб, дыша, могла вздыматься грудь;
чтобы девы вечно, слух лелея,
пели о любви, как Лорелея,
дуб могучий, буйно зеленея,
дал отдохновения… хоть чуть.
23.07.08; 09.04.14.
_
Брать классиков за подражание — очень сложно и неблагодарно. Лучше Михал Юрьича сложно написать. Та эпоха давно ушла, а чтобы писать как он, надо там жить и быть им. Поэтому подражатель всегда будет в проигрыше. Даже если использовать устойчивые речевые обороты, с помощью Лорелеи, могучего дуба и пророка, жаждою томимого, активно показывать читателю, куда чувствовать… Станиславский наденет очочки и произнесёт своё сакраментальное.
В технике хотелось бы прополоть сорняки: «стих свой пишет» (явно подгонка под ритм), «как в своём он мире одинок» (то же), «страждущий свободы… и покой» (падежи не согласованы), «Хочется так плакать и молиться» (тоже затычка для ритма), «дал отдохновения… хоть чуть» (слабовато для концовки).
Метафоры есть, их много, но когда они устойчивые (много раз использовались разными рифмующими), то становятся банальными и неинтересными. И произведение падает в градусе воздействия. Ту же Лорелею можно было сделать глаголом, строчка сразу бы заиграла.
Если уж брать классика, то необходимо переработать так, чтобы известные строчки повернулись новыми гранями, дуб кроме могучести обрёл хотя бы значимость, существительные стали глаголами, а глаголы осуществились и т.п. Возможно, автору станет интересно попробовать. И очень хочется увидеть за строчками самого автора, его переживания, мысли…
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 10 баллов
Художественное мастерство — 4 балла
Поэтическая техника — 5 баллов
7
Странный декабрь.
Декабрь странный: тёплый, пасмурный, бесснежный,
туманно-сумрачный, какой-то полудохлый.
Жую беззубым ртом старательно-прилежно
и выгляжу, поди, состарившемся рохлей.
Вот кончу свой обед и на бочок прилягу,
спектакль посмотрю, как «светит свет во тьме» там,
удостоверясь вновь, Сары'нцева «беднягу»
Толстой изобразил в пример апологетам.
Чудил же старичок с натурой сумасброда,
беспомощный, плохой философ и учитель,
себя граф ощущал заступником народа,
а сам был лжепророк и новый лжеспаситель.
Ни вера в чёрт-те что, ни бункер под землёю –
ничто нас не спасёт, смерч огненный всё слижет
в планетной катастрофе, испепелив, золою
труп матушки-земли усеет и унижет.
Декабрь странный: не работаю, валяюсь
безвольный, вялый, обленившийся и... старый,
жду апокалипсис вселенский, «забавляясь»
виденьем адовым кометного удара.
07.12.12.
Очень с большой натяжечкой попадание в тему. Разве что предпоследняя строчка, в которой напрочь сбит ритм. Не впихивается туда апокали́псис и всё тут. С третьего раза, сменив ударение, мне удалось уложить его на бок… А смысл? В чём соль неправильного ударения да ещё и не помеченного? Я ж с размаху носом в стену врезалась, обиделась, рассердилась и бросила… бы этот стих, если бы не парик с буклями (чёрт бы его…)! За что вы так с читателем? Начали за здравие же. Так красиво рисовался декабрь странный (кстати, «состарившИмся»), такие хорошие метафоры. Но уже со второй строфы полезли концы. Ладно, у другого произведения это была оправданная буффонада. А здесь же голимая, я бы сказала голая лирика на софе… с рохлей. Или это маниловщина? ЛГ — этакий философствующий рохля с замашками императора? Тогда надо было добавить едкости и самоиронии. А то всё на полном серьёзе, но яйца не сто́ит… и «виденья адового» тоже. Почему-то не тронуло виденье, не увиделось…
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 9 баллов
Художественное мастерство — 6 баллов
Поэтическая техника — 6 баллов
8
Лунный триллер
По стыкам вечера и ночи,
По темным очертаньям крон
Платанов за моим окном
На фоне блекнущего неба,
Гуляет ветер. Он пророчит
Луны кроваво-красный сон,
В котором лунный диск тайком
Похитят -словно он и не был.
Случится преступленье века –
Беспрецедентное по сути.
Ведь триллионы триллионов
Свидетелей, но все молчат...
И Марс, прикинув путь в парсеках,
И побледнев как мел от жути,
Чуть отстранившись отчужденно,
Примкнёт к «молчанию ягнят».
На планетарные разборки
Медведицы закроют глазки.
И Млечный тонкой кисеёю
Туманный лик прикроет свой:
- На этих, Солнечных, задворках
Встревать в дела небезопасно.
Как в Лету спутники порою
Там канут, встретившись с судьбой.
Но час, другой - и, постепенно,
Луна на небосводе снова
Во всей своей красе заблещет,
Явив Вселенной свой анфас.
И выйдет, наконец, из тени,
Затменья разорвав оковы,
И Космос ей зарукоплещет :-
Уф, обошлось на этот раз...
_
Вы меня простите, конечно, но нашёлся гений, не вписавшийся в широчайшие ворота темы. Ну, это тоже надо уметь. Никак затмение Луны не могу связать с постапокалипсисом. Это же обычное явление.
По остальным критериям тоже много вопросов. Обилие формы существительных с «ь» вместо «и», знаки препинания, неинтересные метафоры... ойфсё… Простите.
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 5 баллов
Художественное мастерство — 3 балла
Поэтическая техника — 2 балла
9
Второе пришествие
Когда накроет землю медным тазом
И ангелы призывно затрубят,
То апокалиптическим экстазом
Охвачен будет всякий — стар и млад.
Свидетели — ну те, что Иеговы,
Само собой, поднимут жуткий вой.
К Армагеддону паства их готова,
В раю «забив» местечки за собой.
Кто там ещё для рая в льготном списке?
Народа слуги — ведь куда без них?
Им всем в раю оформлена прописка,
Где праздник — каждый день, без выходных.
И сам Господь, спустившись вниз по трапу
С пушистых, словно вата, облаков,
Определит в небесный рай сатрапов,
Насильников, злодеев и воров.
А бедный люд, простясь с мечтой напрасной,
Начнёт роптать, но Бог прикрикнет: -Цыц! -
Вы что же, не прочли «Экклезиаста»?
Там всё объяснено. На землю, ниц!
Но, глазом подмигнув едва заметно,
Текст изречёт примерно вот такой:
- В библейский вариант новозаветный
Коррекцию вношу своей рукой.
И, устремив на землю взгляд победный,
Оставшимся вердикт начнёт читать: -
Варитесь-ка пока под тазом медным.
Я, Троицу любя, приду опять.
Людскую пену райской божьей ложкой
Сниму сейчас, в пришествии втором.
Пусть ад земной приличнее немножко
Покажется, а жизнь - комфортней в нём.
_
В чём мораль? В том, что земной ад сделают «приличнее немножко»? Как бы мысль отнюдь не свежая. Грустненько так-то: злодеев, сатрапов и воров — в рай, а остальных в ад. Наверное, для ветхозаветноверующих это свежая мысль, что ад, он на Земле и не надо ждать отхода в Чистилище, чтобы это понять. Но я как читатель не получила ничего нового/устрашающего/обнадёживающего… К технике, кстати, вопросов нет, автор умеет формулировать и с языком порядок. Хотя ленится вычитать и расставить нормальные препинаки, а не этот вот… Но вот эмоции. Знаете, это похоже на бухгалтерскую книгу: всё в своих графах, всё посчитано, дебет с кредитом сошлись… а стимула нет. Мне не хватило эмоционального вовлечения автора в эти размышления, сопереживания что ли.
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 10 баллов
Художественное мастерство — 5 баллов
Поэтическая техника — 8 баллов
10
В тинах эфиров тают миры...
***
В тинах эфиров тают миры,
Хитренько тикают таймеры.
Под колпаком у них наши дома,
Наши дела и наши слова,
Наших писаний тома и тома,
Наши обязанности и права,
Наши привязанности и трава,
Что зеленеет у наших домов –
Всё от пылинки и до богов:
Плач над усопшим, смех детворы…
Тикают циники-таймеры.
Я допускаю, смиряюсь — и пусть!
Но за цинизм их над ними смеюсь:
Им от любви моей — ни десятины!
Только пространства и времени тины.
_
Ого, ещё один почти пролёт мимо тематических ворот! Талантливые у нас люди.
С первых же строк запуталась «В тинах эфиров тают миры, Хитренько тикают таймеры», то есть в тинах ещё и таймеры понаставлены? Почему под колпаком? У таймеров ещё и колпаки, под которыми столько вмещается? «Всё от пылинки и до богов: Плач над усопшим, смех детворы»… я задним умом понимаю, что хотел сказать автор, но если читать в лоб, то непонятно, зачем мешать единственное и множественное числа, к тому же наоборот? Получилась одна пылинка и много богов, один усопший и много детей. Вообще, не бьётся, даже после ста грамм.
Короткие строчки очень коварны: любая сбивка ударения чувствуется. Здесь надо особенно скрупулёзно подставлять слова. Как говорится, «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязанное, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…»… то есть взять выверенности «Второго пришествия» да слить с полётом эмоций этого…
«Им от любви моей — ни десятины! Только пространства и времени тины» — нет слов. Просто непонятно. Было бы неплохо более чётко выразить мысль.
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 8 баллов
Художественное мастерство — 3 балла
Поэтическая техника — 4 балла
11
Осень XXI-го
Ведь палата номер шесть всё же лучше, чем бойня номер пять.
Л. Шустерман (эссе «Грядущих войн ужасный вид»)
Казалось бы... Но сравните поток добровольцев в оба эти адреса.
Макс Халатов (комментарий к эссе Л. Шустермана)
Осень века плодами ядрёными
Угощает: вкушай, что дано.
Беспилотник завис между клёнами
И глядит безотрывно в окно.
Не ищу я себе приключения,
Не хочу превратиться в рагу,
Инфракрасное излучение
Экранирую, как могу.
Я обязана энергетически
Одолеть электронную спесь.
Верю, дёрнется он нервически,
Усомнившись в том, что я есть.
Верю, к глазу его прилипнет
Мокрый лист как благая ладонь,
И внутри у него что-то всхлипнет:
Возвращайся, не надо «Огонь».
_
Похоже, что написано непосредственно к конкурсу, что радует, если это так. Не пыльный шедёвер, до́станный из сундука, а свежак. Даже готова простить парочку препинаков («Ребяты, давайте уважать родной язык и конкурсы», — не устану повторять).
Иногда краткость — действительно сестра. Хорошо написано, достаточно ярко, с иронией, отсылками, цитатами (в тему) и прям современно. Действительно, дроны — это не будущее, а уже настоящее. И когда им дадут команду «Огонь!» (тут лучше восклицательный знак), никто не знает, что пугает и напрягает. Конечно, человек — животное супер приспособляемое и выживающее, но хотелось бы не только физику развивать, но и социум, чтобы не было этих команд бездушным машинам. Эх… спасибо автору за стихотворение.
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 10 баллов
Художественное мастерство — 8 баллов
Поэтическая техника — 8 баллов
12
Из Священного файла
1.И была Ноосфера тонюсенькой плёнкой планеты.
2.И была Человеком, и дух Его Ею же был.
3.И создал Человек тот магнитобобины, дискеты.
4.И сказал: «Хорошо!» Но творения пыл не остыл.
5. Был второй день творенья и третий, четвёртый и пятый.
6. Возжелал Человек что-то вроде себя самого.
7. Дню шестому хвала! Человека восславить мы рады!
8. Создал Он Биоробота , ввёл спецпрограмму в него1.
------------------------------
1Биоробот Адам и программа под именем Ева –
Видно, вирус какой-то подбил — наплодили детей,
В жёсткий диск подсознанья упрятали знание-веру
В Человека-отца, в Сына-киборга, в Духа сетей.
(примечание исследователя)
_
И тоже в тему. И мысль интересная, хотя в первое прочтение тяжеловато зашло. Хорошо бы подрихтовать текст, чтобы убрать слова-затычки (человек тот, к примеру), может быть, поработать со словами, чтобы легче читалось. Тяжело идёт. Но в целом интересно. «У попа была собака…». Создал Создатель человека, который создал человека, который создал… Есть в этом что-то вирусное и жизненное. Жизнь — это вирус)) А «примечание исследователя» относит нас в махровое будущее и преподносит это всё, как свершившийся факт. Неплохо, неплохо.
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 10 баллов
Художественное мастерство — 8 баллов
Поэтическая техника — 8 баллов
13
Гроб не бывает тесным
Нельзя быть вечно молодым
И старым долго не получится,
Зато быть глупым можно сколько хватит сил,
Как умным, что учился мучиться.
Здоровьем порадеть нельзя,
Богатством тоже не получится,
Любовь всегда бывает зла,
Как и добро, что злом обучится.
Боимся смерти? Это хорошо,
Надежда есть, что станем лучше
И нам не будет всё равно,
Какая власть имущих.
Иначе как понять разврат,
Желание соврать и здравствовать,
Идти вперёд и не смотреть назад,
Где не было такого междувластия.
Земля с водой соединились,
Добро со злом сошлись, как на пиру,
Отравлен мир, леса испeпелились,
Болезни чистят совесть, как укол иглу.
И некуда уйти из поля брани,
Друзья друзей стреляют с под полы,
И все враги, которые не с нами,
И нет Христа, которого ещё мы не достали.
Гроб не бывает очень тесен,
Длина и ширина для всех мастей
И тем, кто очень уж известен,
И даже тем, кто только поднялся с колен.
_
Ну, ладно, пусть это в тематике конкурса, хотя спорно. Название уже вызывает вопрос: «Откуда вы знаете?» По-моему, бывает. Глаголочки в начале повествования. Нет, это не запрещено, но не высший пилотаж. Но хотя бы два раза один и тот же глагол не использовать, их же до… и больше. Не увидела смысла в двух явно выбивающихся строчках. Обычно, это делается из-за недостаточного профессионализма либо намеренно, чтобы акцентировать внимание читателя на конкретной мысли. Здесь непонятно зачем? «с-под» — через дефис. Вообще, всё повествование тяжело назидательное, неизящное, вколачивающее избитые истины. И концовка спорная: во-первых, перепутаны числа (один гроб для «всех мастей», конечно, он будет тесен, вопреки заявленному), во-вторых, «И тем, кто очень уж известен, И даже тем, кто только поднялся с колен», и что?.. Я бы испытала лингвистический оргазм от изящной формулировки той же мысли или от новой рифмы, аллитерации. Да чего угодно кроме прямого в лоб и так известного всем утверждения.
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 7 баллов
Художественное мастерство — 5 баллов
Поэтическая техника — 4 баллов
14
Есть у холма граница двух миров
Есть у холма граница двух миров.
Там солнце в липах смотрит исподлобья.
И как остатки сточенных зубов,
торчат рядами темные надгробья.
Зубцы давно не крашеных оград.
След от костра, дымком виляя тухлым.
В земле одной мужья и жены спят.
Земля отнюдь не стелется к ним пухом.
Дождь камни точит их и имена.
Зима снежками бьет по их гробницам.
Но им однажды жизнь была дана.
Что в ней они? Сумели породниться?
Среди притворных фраз и грязных дрязг
хоть раз для них бывало совпаденье?
Ах, нет, не так (совпасть — совместно пасть) –
в бессмертный миг совместное паденье…
Молчанье. Тишь и тень — един конвой
запретных дум: и сбивчивых, и странных.
И только лучик тонкий восковой
ложится мне на пальчик безымянный.
Дороги холст со множеством следов
куда ведёт? и чьих дорог подобье?
Есть на Земле граница двух миров,
там солнце смотрит в липах исподлобья.
_
Лирическое стихотворение, хорошее. Начало сразу даёт чёткие образы. Нравится и взгляд исподлобья, и сточенные зубы надгробьев. «дымком виляя тухлым» — это не очень, выбивается, неплохо бы перефразировать. «Совпасть — совместно пасть — в бессмертный миг совместное паденье» — отлично. «И только лучик тонкий восковой ложится мне на пальчик безымянный» — тоже замечательный образ, уменьшительно-ласкательные формы (лучик и пальчик) делают атмосферу трогательной и интимной. Ещё бы с концовкой подумать. Зацикливание начала прекрасно, а вот первые две строчки подкачали, недотянули до конца.
Тяжеловатые фразы («Дождь камни точит их и имена «, «Земля отнюдь не стелется к ним пухом», «чьих дорог подобье», напр.). Если будет авторское желание как-то облегчить повествование, чтобы звуки летели, не встречая на пути надгробия согласных, то стих только выиграет и, возможно, станет шедевром.
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 9 баллов
Художественное мастерство — 9 баллов
Поэтическая техника — 8 баллов
15
Апокалиптично-оптимистичное
Дыши взахлёб, дыши запоем.
Глотни побольше кислорода.
Пей это небо голубое
Из толщи воздухопровода
Пока не стоит ни гроша,
Пока не прикрутили вентиль,
И атмосфера хороша,
И космос к нам индифферентен.
Ах, это видимость одна –
Бескрайняя лазурность чаши.
Пытаясь выпить нас до дна,
Нам сполохами бездна машет.
У Млечного под колпаком
Летим, обласканные солнцем,
И свято верим — всё путём.
А что ещё нам остаётся?
Протёртой чуть ли не до дыр,
Вселенной не до нас...и всё же,
Слизнуть наш шарик, как пломбир,
Она, проголодавшись, может.
Но пара миллионов лет
Припрятаны Землёй в заначке.
Так, значит, всё же будем жить?
Выходит, будем. Это значит,
Смесь горя с радостью хлебнём,
Мёд счастья с горечью печали -
Таков коктейль судьбы в бокале.
Туда соломин навтыкали.
Ухватимся - тогда живём.
_
Первые строчки как-то сразу отослали в запой. Боюсь, что это чисто личное, тьфу на него стопицот раз. А возможно, автор хитрец и это и имел ввиду — упиться… кислородом до глюков и радужной белочки. Да, и радужную грызунью я тоже исследовала (достаточно было хорошенько и часто подышать минут эдак 10-15). Там, вообще, ра-а-а-а-зные животные приходят… Ох, вот до чего запои доводят — до потери нитей!
К технике особых претензий нет. Да и к художественности тоже. Кроме маленьких заноз из серии «нам-нас-наш». Рядом понатыканные они мельтешат, и хочется отмахнуться от мошкары… И про Вселенную тоже как-то слишком мимоходом — протёртая до дыр. Кто её протёр, если человеческие ноги ступили пару раз только на Луну, и то до сих пор спорят, ступили ли? Вселенная она же ого-го! Это вечные загадки, силища такая, что все вместе взятые былинные герои ни на миллиметр не подвинут, даже если вобьют кольцо в самое её сердце. И? чем поужинаем в финале? «Смесь горя с радостью хлебнём, Мёд счастья с горечью печали». Та-а-а-а-к… «Ухватимся - тогда живём». И всё? А где же ходячие мертвецы, где ужас бездны, посмотревшей прямо в дула зрачков? Где в конце концов концы?! Или завалящий хотя бы один конец?..
Шучу, конечно. Автор высказался, сидя где-то на террасе с бокальчиком коктейля. Какие потрясения? Ему хорошо, расслабленно и лениво. «Вам-то хорошо-о-о». А нам что с этого? Мы же жаждем эмоций или глубоких вселенских размышлений, желательно с эмоциями ))
Оценки:
Соответствие тематике конкурса — 9 баллов
Художественное мастерство — 7 баллов
Поэтическая техника — 8 баллов
-
З.Ы.
Откровений о будущем почти не увидела, а жаль. Тема-то очень широкая, можно и поразмышлять, и пофантазировать, поужасаться, в конце-то концов. Хотелось бы на втором этапе ветра посвежее. В любом случае спасибо всем участникам. Конкурсы это хорошо.
Примечание от администратора конкурса:
Благодарю Судью 2 за проделанную работу по анализу произведений, и за время которое было уделено конкурсу и авторам.