Литобъединение: Слово.ру
Конкурс: Куда меня ветром времен и за что занесло
Дата: 01.08.20 01:01
Прочтений: 71
Средняя оценка: 10.00 (7)
Комментарии: 2 (18)
Выставить оценку
литобзору:
"И не хочется спорить, поскольку все уже доказала» (Вера Полозкова)
"Песчинки" (№5 от ЕК)
Маша Халикова Из цикла "Цветок папоротника"
.
Ч.1
.
«Я хочу, чтоб он прочитал, и вник,
И меня постиг, но не той, вчерашней.
Это не рассказ. Это мой дневник.
И писать его мне уже не страшно.
Да, я не признáю своей вины.
А твои глаза золотисто-чайны,
Так что имена не изменены,
Как и совпадения не случайны.
Я ещё не маг, я пока учусь,
Очищаюсь от потаённой скверны,
Потому-то и описанья чувств
Так жутки, подробны и достоверны.
Я не претендую на новизну.
Мне - начать песчинки считать в горсти в шесть
До глубокой ночи. Ну что ж, начну,
Торопливым жестом перекрестившись.
Доверять бы следовало судьбе,
Чей расклад всегда неприметно-двойствен.
Мне - страдать и бредить строкой. Тебе -
Излучать спокойствие и довольство.
Здесь - цветы и пчёлы (случится мёд),
Здесь произрастают слова, как злаки.
Жизнь расставит всё, что недостает,
Будь то чувства, буквы, мечты и знаки.
В октябре листвою усыпан сад.
Ты читаешь строки простые эти.
Мне зачем-то требуется писать -
Я пишу. И время за нас в ответе...» (Маша Халикова)
.
«Я хочу, чтоб он прочитал, и вник,
И меня постиг, но не той, вчерашней.
Это не рассказ. Это мой дневник.
И писать его мне уже не страшно»
Итак, женская дневниковая лирика думающего и чувствующего автора, лирика хорошего уровня, искренняя, образная, многоплановая, аллюзивная. И с джокером.
.
Стихотворение-послание, стихотворение – как внутренний монолог, так обычно продолжают беседовать «про себя» с тем, кого уже нет рядом и кому не удалось что-то доказать, а жаль, и хочется, чтобы «вник и постиг», и – да – пожалел о том, что не видит и не чувствует, какая сила таилась в той, с которой его уже нет рядом.
.
Лирической героине не удалось что-то досказать и прояснить вовремя, остался незавершённый гештальт.
Героя и след простыл, но при этом в послании нет даже намёка на «длинный перечень обид» или грехов, лирическая героиня его ни в чём не обвиняет (ну, если только единожды, да и то слегка), она выбирает другой способ «переработки» оставшегося осадка: всматривается в себя, вслушивается в своё внутреннее пространство, выявляет (определяет) собственные чувства («и описанья чувств так жутки, подробны и достоверны») и ферментирует их, «очищаясь от потаённой скверны». Но это пока только начало «очищения» и попытка освобождения, хотя перерождение уже началось («Это мой дневник.
И писать его мне уже не страшно»).
.
В тексте нет ни жутких, ни подробных, ни достоверных описаний чувств, всё вскользь и опосредовано, нет ни перечня грехов лирического героя, ни перечня обид лирической героини. Но есть то самое «дерево-на-крыше» точно по принципу В.Токаревой:
«Да, я не признáю своей вины.
А твои глаза золотисто-чайны»
Золотисто-чайные глаза (липохромные, янтарные, медовые, жёлтые, особенно золотые) – «обычно бывают» у дьявола, вампиров, волков, кошек, ну, или у людей с паранормальными способностями, такие были у демона Кроули. Жак Коллен, (он-же-Гога-он-же-Гоша зачёркнуто), он же Обмани-Смерть, являлся обладателем жёлтых тигриных глаз и сверхъестественными талантами. В «Сокровенном сказании» написано, что Чингисхан был златоглаз и рыжеволос. У Р.Брэдбери марсиане золотоглазы, у Видока золотистые глаза, поэтому на некоторых он производил «демоническое впечатление», у ребенка Розмари тоже золотистые глаза, да ещё с вертикальными зрачками. «[…] Необычные способности Себастьяна Сен-Сира являются симптомами так называемого битильского синдрома, малоизвестной, но вполне реальной генетической мутации, обнаруженной в некоторых семьях валлийского происхождения» (К.Харрис «Чего боятся ангелы»)
Как говорят на художественных выставках, «О! Это же это!»: один точный джокерный укол-удар (причём лёгкий и элегантный) в нужное место – и не нужны никакие перечни грехов-обид.
.
А «песчинки считать в горсти в шесть» (кстати, совсем не понравилась такая компрессия «вгорсти’вшесть», прочитывается-произносится как «вгорсти’вшись») она начнёт позже, ей долго ещё их считать («Мне зачем-то требуется писать - Я пишу. И время за нас в ответе»). А со счёта песчинок, возможно, перейдёт на составление слова «вечность», но это потом.
.
И «в шесть» - не просто так, число «6» (гексада) – символ обновления и созидания, это гармония и покой, щит (звезда) Давида.
.
А по поводу рифмы «в горсти в шесть (вгорстившись) - перекрестившись» скажу так (можете не соглашаться, я высказываю только своё мнение): это «отходы-перегонки-отходов-нефтехимического-завода», т.е. ненатуральнее сложно придумать. И – главное – зачем? Для того чтобы что?)
.
«Доверять бы следовало судьбе,
Чей расклад всегда неприметно-двойствен.
Мне - страдать и бредить строкой. Тебе -
Излучать спокойствие и довольство»
- здесь и сожаление о недоверии судьбе (она бы справедливее распорядилась, и герой не был бы таким спокойно-самодовольным), и окончательное отделение от лирического героя методом противопоставления (а лучшего метода в таких случаях ещё никто и не придумал).
.
Всё. После этого «vs» - освобождение:
«Здесь - цветы и пчёлы (случится мёд),
Здесь произрастают слова, как злаки.
Жизнь расставит всё, что недостает,
Будь то чувства, буквы, мечты и знаки».
Как нынче модно говорить, «гештальт закрыт», и Герда повзрослела (уж пусть простит меня Виталий Григорьевич!)
.
И кто этот лирико-демонический герой, оставляющий после себя скверну, от которой приходиться очищаться? Человек? Бес? Змей-искуситель? Решать читателям.
.
«В начале было Слово», и лирическая героиня вместе со своим автором к нему и возвращаются, но это, похоже, ещё не та «точка прибытия», к которой они вместе стремятся.
.
Ч.2
«Расскажи мне о самом важном, а что потом...
Будем вместе. Стихи имеют, конечно, вес, но
Я же вижу, как жадно дышишь горячим ртом.
Да и мне в этих стенах слишком темно и тесно.
А пастель легла так, что не хочется растирать,
Между гладким виском и розовой скулой - там, где
Эта впадинка. Больше мне незачем выбирать:
Плод фантазии совершенен, как чистый ангел.
Больше не о чем спорить. Глаза - что гречишный мед.
В их сиянии сосредоточена тайна Бога.
И уж если теперь загадывать наперёд,
Я хотела бы стать беспечальной твоей дорогой.
Я спокойна. Мелькнуть бы счастьем в чужой судьбе.
Рисовать и писать портреты я не устану.
Ты позволишь мне, Господи, тихо служить Тебе -
Вдохновенно, самозабвенно, в стихах спонтанных?
Как ресницы длинны, как запястья мои тонки.
Это чувство великолепно, неповторимо.
Странной ночью меня спасают лишь дневники
И мечты. А на серый город находят зимы.
Вот часами смотрю, забывшись, в твои глаза -
В них есть всё для меня. Я искала тебя годами
Наяву и во снах. Бедный странник, ты мог ли знать,
Что отыщешь? Пусть в строчках, будем теперь всегда мы.
А скрываться, стесняться - право же, перед кем?
Говорят, это зеркало - там даже солнце тонет.
Что ж, хочу отразиться бликом в твоём зрачке,
Светлой вьющейся прядкой дрогнуть на тёмном фоне...» (Маша Халикова)
.
Если рассматривать два стихотворения Маши как диптих, то у меня получилось бы, что лирическая героиня, освободившись от скверны и от лирического героя, находясь от него на расстоянии, начинает рисовать в своём воображении совсем другой образ:
.
«А пастель легла так, что не хочется растирать,
Между гладким виском и розовой скулой - там, где
Эта впадинка. Больше мне незачем выбирать:
Плод фантазии совершенен, как чистый ангел.
Больше не о чем спорить. Глаза - что гречишный мед.
В их сиянии сосредоточена тайна Бога»
.
И уже от этого образа переходит к образу Бога:
«Ты позволишь мне, Господи, тихо служить Тебе -
Вдохновенно, самозабвенно, в стихах спонтанных?»
.
Освободилась от «демона» (или беса-в-ребре), - пришла к вере, пройдя этап перерождения, и закольцовывает:
«Будем вместе» во 2-ой строке – «Наяву и во снах. Бедный странник, ты мог ли знать, что отыщешь? Пусть в строчках, будем теперь всегда мы» в концовке, но на другом уровне.
.
У Маши в этом цикле есть стихотворение со такими строками:
«Я призываю светлый Дух Любви
Очистить память боли и ошибок» (М.Х.)
.
Скверна – очищение – освобождение – Бог – любовь.
Вот такой «песчаный» путь, причём психологически выверенный.
А некоторые «песчинки» в глаза попали (пошла промывать).
.
С уважением и пожеланием всевозможных успехов автору,
ЕК