Литобъединение: Сеньора Za
Конкурс: Памяти Андрея Головина (2020)
Дата: 15.04.20 14:31
Прочтений: 159
Средняя оценка: 10.00 (3)
Комментарии: 7 (14)
Выставить оценку
литобзору:
Про козлов и ослов
Вроде бы все уже закончилось: оценки я, по крайней мере, поставил и менять их уже не буду. Но, тем мне менее, «поговорить за стихи» это, наверное, нам не помешает. Тем более, что объясниться по поводу этого стихотворения я просто обязан. Потому что, несмотря на то, что в этом конкурсе очень много замечательных стихов, действительно заслуживающих восхищения, высший балл я поставил только двум. И стихотворение Романа – одно из них. Если честно, то изначально оценка была ниже; но когда я принял решение одному из участников конкурса сильно добавить баллов в виде бонуса («Битва волн» Ганс Сакс, об этой вещи позже, придет и ее время), то подумал: «А какого лешего? Почему одному я, не колеблясь, добавляю «премиальные», а другому боюсь это сделать?»
Вот таким вот образом несправедливость и восторжествовала. А теперь я попробую объяснить вам почему это надо было сделать. Почему ни шикарная «Армия любви», ни умно-благородно-стильный «Ямщик», ни пронизывающие «Письма по субботам» этих преференций не получили.
Я согласен с тем, что у стихотворения Романа Николаева гораздо меньше яркой экспрессии, практически не видно столь важных «блесточек», тех неожиданных образов, которые бесконечно украшают стихи и заставляют читателя запомнить их навсегда. Но…
Но повторю то, что однажды (тыщу лет назад, в иной какой-то жизни) сказал об одной удивительной поэтессе: есть люди, разговаривающие на поэтическом языке, а есть его «носители» (отвратительный перевод термина native speakers). Для них – говорить на нем так же естественно, как и дышать; они делают это без усилий, без изменёнки, наплевав на все правила. Вот зачем дельфинам знать как по правилам надо плавать брассом или кролем? И действительно, когда человек вот так вот, запросто, берет и путает все схемы рифмовки, создавая двойные и тройные резонансы, позволяя себе на фоне неточных рифм вдруг взять, да и зарифмовать «Я ещё тебя не стою, Но, пока не началось, Ничего тебе не стою». Упс! И как мне потом объяснить возмущенным правдоискателям почему конкретно здесь это не просто здорово, а необходимо? Потому что без этой прямоты вязь стиха будет чересчур изысканной и пропадет вся его естественность? Потому что эта странная выходка окончательно запутывает все попытки логического осмысления? Потому что эта странная «понятная непонятность» структуры стиха так здорово дублируется в его смысловой плоскости (сразу Борис Борисыч вспоминается «повторяя слова, лишенные всякого смысла – но без напряженья»). Но хотя бы вот это: «Вот и ты, моя подруга -Флаг не бел, но незапятнан. Мы хмелеем от испуга, Мы боимся быть вдвоём. Нас разбавили друг другом - Получилось непонятно» - да все понятно получилось, только сказано это чудесно – и не «в лоб», и не вычурно, и, в то же время, неповторимо органично.
Знаете, с моей точки зрения, самое главное в этой стихотворении – это уверенность. Спокойная уверенность в том, что тебя обязательно поймут, в том, что если автор чего-то захочет, то он это все непременно и осуществит. И так оно и получилось: крутил-вертел, сплетал нитки и запутывал их, рвал и связывал, а как начал с «Обойдёмся малой кровью», так этим и закончил. А как у него это получилось – фиг поймешь, да и понимать никто не захочет, потому что сделано все настолько просто и без усилий, что все это воспринимается как самая банальная и обыденная прозаичность. Любой так сможет!
В том-то и дело, что не сможет. Потому что есть козёл и у него есть коза. А есть осёл и у него… Нет, уважаемые товарищи иностранцы, изучающие русский язык – оса это не самка осла, это вообще насекомое подотряда стебельчатобрюхих отряда перепончатокрылых. А почему вас так это удивляет? Говорите, это очень странно? А мы вот, носители языка, ничего странного здесь не видим: это нормально, так и должно быть по правилам русского языка. У нас странные правила? Господи, да что же в этом странного?!
Вот поэтому я, как человек, много лет пытающийся выучить и понять поэтический язык, решил, что стихотворению Романа Николаева «Обойдемся» нужно поставить высший балл, несмотря на… Ни на что не смотря на. Потому что так надо. Считаете, что это нелогично и странно?
Господи, да что же в этом странного?!