Литобъединение: ЗОЛ (Заслуженный Обзиралец Литсовета)
Конкурс: Что наша жизнь? Игра!
Дата: 10.12.19 21:54
Прочтений: 156
Средняя оценка: 10.00 (4)
Комментарии: 4 (12)
Выставить оценку
литобзору:
Четвёртая пятёрка (Яричевская Л. - Руслана С.)
Вступление-примечание.
После встречи с группой чирлидинга, на которой мы посовещались, и я решил - я решил следующее: все тексты этого конкурса получают от меня высший балл за соответствие теме. Гип-гип ура!!! Все молодцыыыыы! Ёу!
Всем текстам, по которым у меня были сомнения об их соответствии теме, оценка будет скорректирована вверх.
Поехали дальше.
----------------------------------------
«Орфей и Эвридика. Периметр», Яричевская Л.
Орфей
«Эпилог, а не некролог» - анене – ненене очень как-то.;
«тень – Орфей» - смело, а удача – награда за смелость;
«обветшалый драйв», ну, да, да… это такой старик Хоттабыч, задорно-заводной…
Ну, и, конечно, под конец - Орфея самое то фреймом оховячить*, по голове… а как же, каверна ему в печёнку. Лакуна в селезёнку.
Но это так – мелкие придирки, можно сказать. Стилизации они вообще – не очень безопасная штука для стилизатора. В целом же, несмотря даже на упомянутое выше и прочий антураж, с «моралью» стиха особо не поспоришь:
«и не вспомнишь, с которых пор
жизнь становится жизнью-как-бы».
Ну, и общее грустно-философское настроение мне понравилось.
Эвридика
Вот это, второе, гораздо круче. Прямо Тютчевым повеяло… «что, может статься, никакой от века загадки нет и не было у ней…»
Никогда не стареющий (и не ветшающий, как жалкий англицистский драйв)
мощный философский эпос вне времени и народностей с удачными фразами-бриллиантиками, типа «когда ты тень - когда-то человека», «время по окружности течёт», «нет совершенства там, где не прощают», ну, и финальное предложение – блеск.
Хотел сказать «автор, вы этим стихотворением сделали заявку на высокую оценку», но скажу просто – браво! А после конкурса Орфея этого отсюда от… члените и выбросьте фтопку. Ваша Эвридика без него станет только краше.
---------------------
* - если не знаете, сами найдёте, все ж русские люди – Яндексом пользоваться умеем
-----------------------
«Урим и туммим», Линде А.
Бодрый такой заклинательный шалтай-болтайчик, героико-приключенческий детектив с элементами эзотерики и фольклора. Поэтому общее впечатление хорошее – будоражит кровь, как рок-н-ролльные гитарные риффы. Концовка опять же ударная и удачная.
С пониманием (посредством головного мозга), особенно в середине, некоторый напряг – каким именно образом следует врачевать свой грех (за век)? Не иначе – только магическим способом, уримо-туммимическим... (урино-терапией тут вряд ли отделаешься)
Но, в общем, это понимать и не обязательно. О чём нам говорят и все мировые религии. Да и поэзия тоже. Достаточно верить и чувствовать. Особенно в таких песнях-беспокойствах. Это ж не инструкция по приёму лекарства от греха, в самом деле (урим три раза в день, а на ночь – туммим под подушку).
Оценка будет выше средней, как минимум.
---------------------------------
ФУТБОЛ (Из стихов моего спаниеля Дюка. Перевод с собачьего), Владимир Безладнов
Прекрасное детское стихотворение. Как его оценить в такой не очень подходящей ему остальной компании, я ещё подумаю. Но низкой оценка точно не будет.
--------------------------------
«Жизнь, как обман…», Стукало С.Н.
«В тон томному туману Истомой сладкой» - перебор, как по мне. Хотя некоторые любят сладкое… вот есть у меня друг, на знаменитого боксёра Усика похож, почти двойник – и лицом и комплекцией, только зуб у него железный там, где у Усика дырка, но тоже круто смотрится (деффкам нравится, а парнями уважается) – тот шесть ложек сахара сыплет на чашку чая. И ничуть его брутальности это не мешает. Так что…
Но мы отвлеклись. Привлечёмся обратно…
«Слепая жизнь собой слипает слоги» - снова звукопись, но тут ею обрамлено довольно редкое ныне слово, практически везде и всюду заменённое на «слепляет», но оно в рамках приведённого контекста было бы гораздо хуже.
И в конце снова «Вдоль томного тумана Вздохнёт истомой сладкой океан»… всё автор понимает, умышленно сыплет соль на сахар (не стесняясь в количествах) и даже кровь-любовь бесстрашно рифмует: стразу видно – старый стихопират.
Жестокий романс, в общем, удался – хоть на музыку того-этого… клади. И пой. И даже определённое количество философии и жизненной правды умудрился автор запихнуть в эту, прямо скажем, отнюдь не модерновую форму.
Поэтому в мастерстве владения жанром я ему отказать никак не могу. Другое дело, что я не большой поклонник романсов. Но, как сказал (текст своего персонажа) Н. Михалков в другом Романсе, и тоже Жестоком: «у каждого свой вкус: один любит арбуз, а другой – свиной хрящик»… так что… будем посмотреть – на других участников соревнований.
Но, как и в предыдущем случае, оценка низкой не будет. Однако таким стихам лучше всего соревноваться с коллегами по жанру и стилистике, так как с точки зрения современной моды в области стихосложения они выглядят несколько архаично и узко-специально.
-----------------------------------
«Игра в гляделки», Руслана С.
Мммм… интересное стихотворение.
Думаю, автора за него уже похвалили и ещё, наверное, похвалят. Так что я покритикую немного (если позволите). Вот в предыдущем случае (выше) критиковать, как по мне, совершен нечего – там глыба, гранитный монолит… как говорится, «р-режь меня, сукина сына, и разрывай на куски!» - но пить-то я буду, а курить не брошу… и жестокие романсы в избранной стилистике писать – тоже не перестану. И точка.
А здесь… автор молодой, свежий, так сказать… ищущий. В общем, «красота-то какая… лепота!»
Стихотворение, повторюсь – интересно сделано. Оно - интересно сделанное. С фантазией. Но именно (это в первую очередь и бросается в глаза) сделанное: образами пожонглировано, мыслями, литературно-философскими персонажами… но… не «Замерло, гипнозом момента проникшись» - моё, читательское (сердце). Увы мне и ах.
Ну, вижу я, вижу, что для автора его стих – это его дом-крепость. Типа конструктора LEGO. Вот он там намоделировал (себе-нам) «ситуацию», забаррикадировался и сидит – смотрит оттуда через амбразуру: ну как, мол? вишь я какой? – о глобальных вопросах рассуждаю… время-вечность-хаос-что-ничто-вий-змий (да хоть и папа римский Пий до кучи), а на закуску – целые Гоголь с нецелым, но тоже многострадальным и без подобной расчленёнки, Ницше… хотя мне на самом деле они все в данный момент пофик, это я всё от нечего делать, из одного (большого) ума сочинил.
(ВИЖУ! ВИЖУ ВАС, АВТОРЫ, НАСКВОЗЬ - КАК РЕНТГЕН! ААААА…БОЙТЕСЬ, В ОБЩЕМ)
Ну, так и читателю – аналогично пофик.
В итоге всё как в известном ребусе – как из букв П, О, А и Ж сложить слово вечность?
Можно и вот так – как в этой «Игре в гляделки».
Мне здесь не хватило (до поэзии):
1) Чувства автора, переданного художественными средствами и вызывающего сопереживание в читателе (со-размышление – это не то).
Ну, вот, ей-богу же - дуэль взглядами «Я» с «Ничто», да ещё на пафосно-ржавых «вселенских» весах взволнует разве что… ну, не знаю даже… какого-нибудь скопофоба**.
Обычно люди больше боятся на себя в зеркало посмотреть утром с большого бодуна. А на «Ничто» им посмотреть - да раз плюнуть! Это Ницше слегка тоже преувеличил (про «ты в бездну и бездну в тебя» и т.д.), хотя вот он сделал это более художественно. Ему - веришь (хотя тоже врёт).
Сейчас объясню – почему. Опять из-за нехватки:
2) Смелости. У Ницше гораздо её больше.
Автор! не надо бояться! за прочные поручни логики держаться и «комбинировать» элементы стихотворения с опаской. Не сорвался, ааа… ух ты! молодец! пронесло на этот раз…
Отпустите вы эти все «детали» (там в каждой строчке их у вас по нескольку штук, поэтому перечислять не буду) – пусть летят себе свободно что-кто куда. И вы вместе с ними. Кому упасть – упадут, кому летать – полетят, вместо утраченных появятся новые (или не появятся), и… может быть (но не факт), что всё это, вновь вами собранное в состоянии полёта (вдохновения, да-да, а то чего же?) окажется поэзией.
Попробуйте как-нибудь, а? Я в вас верю. Другим бы и говорить такого не стал. Вам вот сказал… почему-то.
Пока средняя оценка – за фантазию и начитанность.
----------------
** скопофобия - боязнь выглядеть "неправильно", смешно на чей-то взгляд