Литобъединение: ЗОЛ (Заслуженный Обзиралец Литсовета)
Конкурс: Что наша жизнь? Игра!
Дата: 26.11.19 02:37
Прочтений: 173
Средняя оценка: 10.00 (5)
Комментарии: 6 (15)
Выставить оценку
литобзору:
Вторая пятёрка: Шевчук-Ворошилов
«игра», Шевчук К.
я пью остывший чай и думаю над ходом
напарник мой клюёт безносой головой
мой эндшпиль снова сдан, но я ещё свободен
в фигурах трёх окон и клетках мостовой
и мысли далеки от чая и от хода
я снова проиграл сегодня и сейчас
а значит, предстоит опять отдать кого-то -
кого мой добрый друг попросит в этот раз?
а он спокойно спит, посапывая сладко
и в воздухе разлит кладбищенский покой
и будто прочитав во сне мою догадку
вдруг кажет на меня костлявою рукой
Два соображения пришли на ум по прочтении. Точнее одно, но в различной форме словесного изложения:
1) «– Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? – спросил, очень оживившись, развязанный.
– Ну, хотя бы жизнью твоею, – ответил прокуратор, – ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!
– Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил…»
В этой связи я сильно сомневаюсь, что «отдать кого-то» (или не отдать) зависит от «игрока», который не спит и «думает над ходом» - оба занятия, в общем-то, бесперспективные в описанных обстоятельствах.
2) По-другому, а именно зарифмовав, эту стандартную ситуацию изложил наш троекратный чемпион-гимнотворец в мини-басенке про червяка:
*
«Где наш отец?» — выспрашивал упрямо
Сын-Червячок у Мамы-Червяка.
«Он на рыбалке!» — отвечала Мама,
Как полуправда к истине близка!
*
Почему бы не изложить то же самое ещё раз – теперь в форме эдакого жестокого философского романса? Да why not, как говорится – повторение мать учения. Взгляд изнутри, со стороны че(р/л…)чка, мнящего себя игроком или рыбаком, по сути лишь подтверждает объективную реальность, в которой мы все здесь пребываем, участвуя в процессе и иногда поддаваясь иллюзии, что управляем хоть чем-то...
«Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? – спросил арестант, – если это так, ты очень ошибаешься» (С) – Иешуа Булгаков.
По форме романса есть пара-тройка не очень понятных мест-вопросов-шероховатостей:
- что за «фигуры трёх окон» такие?
- сладко посапывать «безносой головой» мне представляется проблематичным;
- «проиграл сегодня и сейчас» напоминает казённо-советское «целиком и полностью», избыточно утвердительное.
Впрочем, это всё мелочи, не стоящие внимания, по сравнению с беспросветной и безнадёжной неразрешимостью «проклятых» вопросов, затронутых в стихотворении – лишняя порция туманностей и неточностей не добавит ничего к глобальному туману, а на рассеяние оного, думаю, и претензии не было.
Оценка будет средней.
---------------------------------
ТРИПТИХ «ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ», Щербединский В.В.
Здесь no comments, извините – я не специалист по зарифмованному эксгибиционизму с грамматическими и лексическими ошибками.
Оценка низкая.
---------------------------------
«СТАРЫЙ СОЛДАТ», Маруга В.М.
«Наберу – сижу» - это не рифма, «власть – кокард» тоже. Остальные все аналогично - как на подбор из разряда «ужоснах», даже там, где «есть».
Так нельзя писать стихи. Хоть в хрестоматию вставляй под этим подзаголовком.
Оценка очень низкая.
---------------------------------
«Игра в «это», Bolev A.
Как сказал ВСВ немного по другому поводу:
«Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр!
Томитесь, как наложницы в гареме:
Срок жизни увеличился, и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!»
Как в воду глядел. Про то, что срок жизни (и молодости) увеличился, уже объявили по ТВ и чуть ли не в конституцию РФ записали. И, по крайней мере, пенсионный фонд уже начал действовать в соответствии с велениями времени и властей.
Пожилые поэты, доценты-наполеоны и даже более рядовые граждане около- (то есть «до» и «после») пенсионного возраста тоже не хотят отставать – они гордо и упрямо направляют свои мысли (и душу, и одежду, и лица) и концы туда же, куда направляли 10, 20, 30, 40… и - о боже! – более лет назад… «это просто праздник какой-то!», как сказал Карабас-Барабас, но тоже несколько по другому поводу… а у нас – нескончаемый праздник «трах-трах-трах» вырисовывается: вкрай истомлённые фантазиями про диваны, пружины и оргазмы старички пытаются голливудские сказки про живых мертвецов сделать былью, скрестив их заодно с контентом 18+
У некоторых это даже получается in real, судя по криминальным новостям и светской хронике. Некоторые же (более безобидные), возвращаясь к участникам текущего обзора, обходятся текстом и контекстом.
В рассматриваемом случае подход к столь легкомысленному и рискованному в почтенные годы занятию, как написание эротических стихов, можно считать стратегически верным: ирония плюс «размышлительная» ретроспектива с развитием сюжета от части к части и с типа «дискуссионной» моралью в конце. А довольно изощренная рифмовка, видимо, призвана довести читателя до оргазма без посторонней помощи :)
Но… тут, как говорили в СССР армейские и гражданские солдафоны: «переученный хуже недоученного» - формальные закавыки и «по краям» (в рифмах, как назвал их сам автор - «полу»), и «в середине» (в построении некоторых словосочетаний) напрочь, убивают лёгкость восприятия, которая, ИМХО, больше бы подошла к стратегически верной лёгкости и изящности замысла. Тактика, в общем, подвела.
Оценка будет выше средней.
-----------------------------------
«Был случай (из охотничьей тетради)», Ворошилов Сегрей
Снова Высоцкий вспомнился… «вы егерей за кровожадность не пинайте…»
У Владимира Семёныча, правда, охота описывается, как действо более возвышенное и сакральное даже, что в «Охоте на кабанов», что в «Охоте на волков». Здесь всё более бытово́ и приближенно к действительности. Но, думаю, ВСВ не стал бы «интеллигентно» зажимать нос – он был большой мастер бытописательства, так что настоящесть бы точно увидел. А она тут есть.
Мне больше понравился стих про медведя, очень «уважительно» всё написано – к тайге, к хозяину, к судьбе. И к природе, которая не столько «цветочки-деревья-зверушки», а метафизическая основа всего этого мира.
Второе, в стиле Рабле, показалось слишком уж неглубоким (в сравнении с первым). К тому же я таких историй наслушался (и насмотрелся) вдоволь в реале – сам долгое время увлекался охотой. Но давно «завязал» - «был случай» к тому… Однако и это написано на вполне высоком уровне, присущем автору, даже «время-племя» в «разговорно-рассказном» контексте не режет глаз.
Оценка будет высокой.