Литобъединение: ЗОЛ (Заслуженный Обзиралец Литсовета)
Конкурс: Что наша жизнь? Игра!
Дата: 13.11.19 22:39
Прочтений: 271
Средняя оценка: 10.00 (5)
Комментарии: 7 (19)
Выставить оценку
литобзору:
На льду первая пятёрка (Галачьянц П.Ю.- Дин Лейпек)
Как сказал Шиллер, с присущей немцам (даже если они романтики) категоричной основательностью: «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является настоящим человеком, когда он играет». Здесь присутствует указание на огромную важность феномена игры в человеческой жизни. Но, конечно же, свести всю жизнь «настоящего» человека исключительно к игре было бы неправильно – есть в ней и так называемые «серьёзные вещи». Возможно, что они как раз-то и не совсем человеческие (и не человечные) по своей сути - они неприятны, тяжелы, страшны для людей и поэтому утомляют, расстраивают, мучают, убивают нас.
Игра же – это то, чему мы придаёмся с удовольствием, на чём отдыхаем, чему радуемся.
«Судьба играет человеком, а человек играет на трубе», как сказали уже наши, непринуждённо лёгкие мудрецы. Так поиграем же! На этот раз в судей и участников конкурса «Игра».
Всем удачи и хорошей игры!
Примечание 1.
Оценки в обзорах предварительные и ориентировочные, они будут немного корректироваться ближе к окончанию конкурса, когда я увижу заявки всех участников.
Высокая оценка – это 10, 9 или 8 баллов. Средняя - 4, 5, 6. Низкая – 1, 2, 3.
7 – будет называться «выше средней».
Примечание 2.
В команде произошла замена: вместо номера 4.«Игры сознания в бисер», Xantos Le играет "Блиц" от Степана Х.
----------------------------------
1. «ИГРА…», Галачьянц П.Ю.
Европа тлеет на углях
Междоусобных войн.
В угоду дерзким Королям
Полки готовы в бой!
Уже копытом лошадь бьёт,
Кусая удила.
Уже труба в поход зовёт
На смелые дела!
Уже натянут на древко
Шёлк боевых знамён.
Уже в церквах глядит с икон
Святой Пантелеймон!
Он – врачеватель. Боль и страх
Не ведом для Святых.
Он – тот, чьё имя на губах
Средь сирых и больных.
Не дотянуться до людей:
До сердца, до руки…
У полевых госпиталей
Готовят тюфяки!
Под барабан и звуки флейт
Шлю ноги в стремена.
В угоду дерзких Королей
Меняю Времена!
Меняю профили границ
Без видимой нужды.
И на вратах былых Столиц
Горят мои Гербы!
Я шлю войска за строем строй
На утренней заре!
Чего не сделаешь, порой
В компьютерной Игре…
2005 г.
Интересная баллада. Но есть замечания.
Обилие больших букв перед нарицательными существительными не выглядит оправданным – лишнее это здесь (и практически всегда лишнее, за редчайшими исключениями), похоже на «дорогое» ожерелье из пустых консервных банок на шее у туземного вождя – гремит хорошо, а больше толку нету.
«Не ведом для Святых» - не ведом кому всё же, а не для кого.
«В угоду дерзких Королей» - аналогично, в угоду кому, а не кого…
«Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!» - заметьте, отнюдь не «любящих», а как раз «любящим». Королям, в общем. И святым.
За что автор так невзлюбил дательный падеж – не очень понятно.
«…тот, чьё имя на губах средь сирых и больных» - «средь» тут плохая замена для «у», да и лучше сказать «на устах» - к присутствующей балладности и даже к неправильному «средю» лучше идёт по стилю.
«Не дотянуться до людей:
До сердца, до руки…» - никак не вписанная в контекст сентенция, висящая неприкаянно-задумчиво где-то над «битвой» с её королями, тюфяками, конями, войсками, гербами и Св. Пантелеймоном.
«Чего не сделаешь, порой В компьютерной Игре…» - НИ сделаешь, запятая лишняя, «порой» собственно тоже, так как это наречие нужно здесь только для рифмы к слову «строй». В русском языке очень много слов (как людей у Абдуллы)… «Чего ни сделает герой В компьютерной Игре…» или «Ох, не нажить бы геморрой В компьютерной Игре…» - вариантов масса.
Понравился здесь Св. Пантелеймон, глядящий с икон наподобие Карла Маркса, да и само это четверостишие – лучшее в стихотворении:
Уже натянут на древко
Шёлк боевых знамён.
Уже в церквах глядит с икон
Святой Пантелеймон!
Дайте два, как говорится. А лучше все семь.
Ну, и сама идея обыграть компьютерную игру хороша.
Оценка будет где-то в районе средней.
---------------------------------------------------------------
2. «На экранизацию романа "Анна Каренина"», Дима А.
Перед нами старый и страшный обряд, что уже не одно поколение
Будоражит умы и смуту несёт, но привыкли за сто долгих лет
Вот одну из числа известных актрис наряжают в Анну Каренину.
И команда «Мотор», и дымит паровоз, сцена снята, возврата уж нет.
А потом вся тусовка идет в кабак или просто чадит в интернете
Обсуждая всякий мелкий нюанс или что бы сказал граф Толстой
А пресс-служба российских железных дорог говорит: мы тут не в ответе
Машинист свистел, перронный кричал, но финал как известно простой
Ну а женщин тех не видит никто, ни на Кипре, и ни на Капри
Хотя ходит слух, что как только они попадают под паровоз
Переносит волшебник добрый их на невидимом дирижабле
В ту страну, где всегда бушует весна и нет ни печалей, ни гроз.
Гамлет там спокоен и тих, поливает посадки мимозы
Леди Макбет вовсе не варит яд, а купается мирно в пруду.
А Толстой, встречая у самых ворот, говорит им скрывая слезы
"Вы простите, девчонки, богом клянусь, я не это имел в виду!"
Прихотливость и неожиданность наличияотсутствия точекзапятых тоже способны вышибить слезу и заодно вопрос: «Вы простите, автор, христом-богом спрошу, ты чего же это имел в виду?!»
Кое-где инверсии немного «кривоватые», как по мне: «волшебник добрый их», например – так он всё же «переносит» (их) или добрый «их» (в смысле – чей? – твой, мой, ваш)?
«А Толстой» лучше заменить на Л.Толстой ))) вот ей-богу – плохо смотрится при чтении глазами.
А, в общем, хорошее стихотворение, понравилось. Гамлета жалко больше, чем перерезанное стадце Анн Карениных.
Крокодиловым слезам Толстого прямо даже почти верится. Есть удачные словосочетания: «чадит в интернете», «всякий мелкий нюанс», «наряжают в Анну Каренину»… Тема игры раскрыта, да. И сам автор неплохо поигрался – дирижаблями паровозами и другими мальчуковыми игрушками.
Мораль: «все псы попадают в рай», как в Ноев ковчег, где каждой твари по паре… ну… позитивная, в общем, только Гамлет продолжает пугать, как и при жизни. Толстому, может, и не страшно, этому старом греховоднику, а мне так – очень.
Оценка будет высокой.
-----------------------------------------------------
3. «Ворон», Евгений Кан
Перепечатывать сюда не буду, три стихотворения всё же. Да и замечаний почти нет.
По первому («Ворон») такое есть замечание:
С хриплым криком, крылья распластав,
Он в себе, как никогда, уверен,
Публике, не просто для забав, -
Чувствовал артистом на арене.
Не согласовано предложение. Он чувствовал (кого? – «себя») – а нету. Есть «он в себе», но это относится к «уверен». А в целом хорошо, понравилось.
Второе – «Лирник».
Всяк – становЯтся? Наверное, всё же «всяк становИтся, а становятся – всякие.
«Пыльные прахом» - тавтология, хотя и разными словами, типа как: мокрые влагой.
Живая зримая картинка, как и в предыдущем стихотворении. Впечатление положительное от стихов.
«Старый акын» - номер три.
Очень хорошее. Пожалуй, больше всех понравилось в подборке – оторвалась таки поэзия от читателей, зрителей, слушателей и даже от автора и улетела… в небо. Где ей собственно и место. Рядом с не кончающейся никогда любовью.
Немного вот здесь у меня сомнение: « Акын ещё раз ноту ФА Без лишних слов настроил» - все ноты вообще-то настраивают без слов. Я бы покрутил и убрал этот фразеологизм, шероховато он тут ощущается.
Оценка будет высокой.
---------------------------------------
4. "Блиц", Степан Х.
Ноги в стремя... и, по коням!
Шашки остры наголо...
Трепещите, блиц недолог, –
Мат покажет, кто кого!..
В целом выглядят недурно –
Королевские фигуры...
Да одна беда... – толсты,
А вдобавок и трусливы:
Как прослышали про взрывы –
Кто успел, те на Мальдивы,
Опоздавших... – на Курилы,
Обмочившихся... – в кусты.
...Вот и партия, ребяты, –
Флуде-толе-исты-асты...
Время вышло. Ваши шансы –
Безнадёжно истекли!
---------------------------------
Наши жёны – шашки оголёны… мда…
Я, конечно, не зверь, чтоб в наши дни требовать рифм получше, чем «по коням-не долог», «асты-шансы» или «в кусты-истекли». Демократия ж кругом цветёт и пахнет, поэтому гулять так гулять! – рифмуйте, как хотите. Будем считать хорошую рифму пережитком старины. Можно и совсем без неё.
Но тогда хоть остального дайте, что должно быть в стихе. Нет. И этого не дают.
Впрочем «недурно- фигуры» недурны, да и «ребяты флуде-толе-исты-асты...» тож ничё, только почему они не «ристы-расты» - непонятно. Это я хорошее поискал – как организаторы конкурса заказывали. На этом оно и закончилось.
«Кто успел, те на Мальдивы,
Опоздавших... – на Курилы,
Обмочившихся... – в кусты» - в данном случае нужно написать «тех» (на Мальдивы), для единообразия падежей, потому что опоздавших и обмочившихся переделать трудно. Как и весь этот стих, шансы которого получить высокую оценку «безнадёжно истекли».
Оценка низкая.
--------------------------------------------------
5. Текилометры «Дин Лейпек»
Ты - километры из слов, плотносбитых в чугунные рельсы ушедших на север преданий о лете.
Текилометры.
Ты - килограммы из снов, обновленных на стадии запуска мономаршрута в холодные страны.
Текилограммы.
Ты - килобайты тоски, разведенные звоном рассудка под шорох обшивки аэростата.
Текилобайты.
Тридцатьседьмое за час обновление сайта.
Голос - зажатой струной под давлением ветра.
Запах отсутствия терпче, чем марихуана.
Капля под камень течет из открытого крана.
Горький глоток амнезии янтарного цвета.
Текилобайты. Текилограммы. Текилометры.
Ну, что сказать… прекрасно. Образно, красиво, душевно, и при этом всём – мастерски написано. Плотносбито, да.
Только… вот где же игра? :) Чё-то я тут её не вижу… закатилась что ли… за бутылочку?...
Не… под столом тоже – только запах отсутствия… игры.
Может быть – это «может быть игра слов» (из условий конкурса)? Хм… так любое стихотворение на л ю б у ю тему – это игра слов. Выходит – это конкурс совсем без темы?! Вот так свинку замедленного действия подложили организаторы…
Я ещё подумаю над этим вопросом… мне нужно переварить вновь открывшуюся действительность…
Оценка пока высокая. Но, если я путём дальнейших размышлений и наблюдений (за принятыми к участию заявками) таки приду к выводу, что конкурс действительно без темы, она может стать очень высокой.
(вот Текиллоблинжеж!)