Литобъединение: Живой Звук
Конкурс: Доска объявлений
Дата: 01.11.19 11:38
Прочтений: 82
Средняя оценка: 10.00 (5)
Комментарии: 3 (15)
Выставить оценку
литобзору:
...для тебя, моя радость
Просматривал доску объявлений и думал, в чем разница между настоящими объявлениями и теми, что перед глазами – «игрушечными». Стихами (т.е. с метром и рифмами) можно дать и настоящее объявление. «Житейскими заботами» можно нагрузить тексты, с объявлениями не связанные. Вспомнил формалистов. И еще выручили стихи Натальи Перстневой.
***
Ну и для вас моя радость если захотите
только сегодня
последние два выигрышных билета
исключительно для полуночников и влюбленных
представление под открытым небом
брать сачки и шляпы
они будут падать
но не разобьются
хотя какая разница
для расклейщика афиш
он в шесть заканчивает
и в семь включает вечерние новости
только сегодня они слишком добрые
в городе дождей стоит хорошая погода
значит завтра снова ходить с плакатами
пока не разберут все пригласительные
до одного моя радость до одного
всегда остается один непарный
Разве это объявление? Настоящее стихотворение на доске.
Как утверждают формалисты, все дело в языке. Есть поэтический язык и практический. Нет, это не разная лексика – это одна и та же лексика (это уже отсебятина, у формалистов с этим не совсем так, но не буду начетчиком). Понятно, что у стихов имеется какой-то фильтр, хотя по нынешним временам в стихи проталкивают буквально все. Я не сторонник мата (в стихах), но кто б меня спрашивал? Да нет, бывает очень удачно (пример выбрал все же без мата):
«Полно кротостью мордищ праздниться,
Любо ль, не любо ль, знай бери.
Хорошо, когда сумерки дразнятся
И всыпают вам в толстые задницы
Окровавленный веник зари.»
Поэтический язык отличается от практического расположением слов и их точностью в применении. Практический язык может не соблюдать правила (в том числе в объявлениях), но, тем не менее, все будет понятно. Поэтический язык правила блюдет, хотя понятен не всегда. Ну вот зачем «брать сачки и шляпы», которые «будут падать» и все же «не разобьются»? Конечно, это понятно, но не головой, а как бы нутром. Воспринимающий только головой скажет, что эту объяву написал шизик.
Объявление рассчитано на результат и, казалось бы, в данном тексте есть что-то в этом роде: «только сегодня/последние два выигрышных билета…» Но потом выясняется: «завтра снова ходить с плакатами/пока не разберут все пригласительные/до одного моя радость до одного…» То есть нет никакой необходимости в объявлении, все уже предрешено. Стихотворение, которое не на случай – допустим, не на юбилей, ни на какой результат не рассчитывает. Рассчитывает на результат разве что стихотворный фельетон, но в данном случае мы с ним дела не имеем.
Подходим к еще одному параметру стихотворения: оно, как утверждают формалисты, должно быть в высшей степени литературно. Имеются ввиду размер, рифмы, тропы. Ну, еще как бы сценичность. К примеру, Пушкинский Гирей «…часто в сечах роковых/Подъемлет саблю, и с размаха/Недвижим остается вдруг,/Глядит с безумием вокруг…» Такому «недвижимому» за секунду десять дырок сделали бы. Но мы-то понимаем, в чем дело, и воспринимаем сценичность должным образом.
Наталья выбирает верлибр, чтоб освободить «объявление» от привычных атрибутов стихотворения. Но ритм остается, куда без него, тем более в верлибре. Остается и сценичность (те же шляпки и сачки). И – совершенно не нужная для объявления последняя строка: «всегда остается один непарный». То есть та строка, ради которой написано стихотворение. Ну, или оказалось, что ради нее написано.
Резюмируем.
Конечно, «литературностью» может похвастаться и обычное объявление. Но такой концентрации «литературности», такой замкнутости, чтоб ничего лишнего не добавить, никакое объявление не имеет. Поэтический язык воздушен, не крепко привязан к вещам (огонь, допустим, не только в печке, он может быть и в душе), слова не прикреплены к месту в предложении; «поэтический» язык довольно легко отличить от «практического». Мы же часто кому-то замечаем: «что ты вдруг стихами заговорил». А там ни рифмы, не ритма, а все равно чувствуем, что стихами. Ну и нацеленность на практический результат – у стихов таковой нет.
С уважением
П.Рослов