Литобъединение: Слово.ру
Конкурс: «Совсем другая атмосфера»
Дата: 09.09.19 01:59
Прочтений: 93
Средняя оценка: 9.27 (11)
Комментарии: 5 (59)
Выставить оценку
литобзору:
«Тихо, сумрачно, лилово» Краткий обзор №3 от ЕК
Я умерла... не давече… вчера…. - 5
«Я умерла,.. .не давече…вчера….
Печально-бледны были образа
И плачуще потрескивали свечи….
И двери были явно узкоплечи
Когда в них проступили небеса…
Меня несли…как носит плащ монах –
Как мантию на царственных плечах -
Покойную, свободную от мира,
Под медный звук дрожащего клавира,
С безмолвием надменным на губах…
И кто любил, и кто интриги плёл -
Те все пришли - один лишь не пришёл,
Кому досталось всё моё богатство –
Мои стихи – души святое царство…
…И, как назло, пурпуром клён расцвёл….
Я умерла…не давече…вчера»
Начну с того, что слово «давеча» оканчивается на «а», а не на «е» (сочту за опечатку), да и значение этого слова немного не такое, каким представляется автору: «давеча» = «недавно», поэтому строка «я умерла не давеча… вчера» кажется мне странной (ЛГ умерла не недавно, а вчера, а вчера, стало быть, это уже давно).
А «плачуще потрескивали свечи» - интересно. Конечно, образ плачущих (талым воском) свечей затёрт до дыр, да бог с ним. Наречие «плачуще» это когда этаким жалостно-тоненьким голоском. И вот думаю: как «жалостно-тоненьким голоском потрескивать»? Даже «плача потрескивать» не очень принимается, а «плачуще потрескивать» не принимается вовсе. Да и если трещат свечи, значит вокруг всё не очень чисто… Возможно, виноваты «мои тараканы», но куда ж я без них-то, они мои, к некоторым я давно привыкла, более того, я им доверяю: не подводили они меня ещё ни разу…
«Меня несли…как носит плащ монах –
Как мантию на царственных плечах»
Что за плащ такой у монаха? Пал(л)ий (монашеская мантия), у которой сорок складок по числу дней поста Господня, которая символизирует постническую жизнь монаха и означает презрение, смирение, отрешённость от мира и всепокрывающую силу Божию? Может, это ряса, от греческого слова «то рáсон», что означает «вытертая», «поношенная»? Домино или сутана католика?
А государева мантия (корзно или платно), парчовая или бархатная, расшитая золотом и подбитая горностаем, и тоже, кстати, символизирует божье покровительство, но ещё и власть, богатство, высокородность, величие и незапятнанность, это одеяние сильно похоже на монашеское, чтобы в двух строках двукратным «как» их смонтировать? Да и как плащ-мантию-рясу носят? С плеч свисает, шлейф по земле волочится… Так и несли покойницу?
Смонтированы "монах" - и "царственные плечи".
А если сразу три строки прочитать:
«Меня несли…как носит плащ монах –
Как мантию на царственных плечах -
Покойную, свободную от мира»? Видите, как выстроено? Прилагательные «покойную» и «свободную» можно отнести и к местоимению «меня», и к существительному «мантию». «Кто так строит?!» (кф «Чародеи»)
Клавир здесь ещё (не православный) имеется…
И «пурпу’ром клён расцвёл»? «Пурпу’р», стало быть… Жаль, потому что «пу’рпур, но и «пурпу’р» допустимо.
А ещё жаль, потому что могло получиться очень хорошее лирическое стихотворение с чистым посылом. Да, очень грустное, но не беспросветное: такое впечатление, что автор этими строками хоронит своё прошлое, проходит точку невозврата, и расцветший клён (аха, лилово-фиолетовым) тому подтверждение. Ну и слава Богу!
Такое разное утро - 9
«Стелет мгла по Приморью млечно-волглую синь,
Ели лапают хвойно плечи голых осин.
Клён, дерзя одиночным, шалопутным листком,
Ускользающей ночи машет, будто платком.
Там, где спрятала серьги, по сугробам, ольха,
Умывается снегом огнебровый глухарь.
Глубоко, под поляной лежебоких хвощей,
Гулко спорит с камнями балаболка-ручей.
Вдоль поляны дорожки серебра с бирюзой:
Соболь парною стёжкой вышил ранний узор.
Солнце пробует лапой мерзлый наст-небосвод,
Сонно, робко и слабо новый час настаёт…
Писк будильника звонко обрезает твой сон,
Визг дрянной кофемолки небу грязному в тон,
Дрязги вздорных соседей, плач детей поутру,
«Зря ты городом бредил!», — пляшет чёрт по нутру.
Хмурой дверью подъезда брякнешь, словно врагом,
Утро, зверем нетрезвым, в ухо рявкнет: «Бегом!»,
Снизу лужи и лица, сверху морось и смог...
Почему же решиться ты уехать не смог?»
Нравится! Вот нравится – и всё тут. И внутренняя рифма нравится, и фонетика, и пейзажность, и сочность описания, и «огнебровый глухарь», и цвет, и атмосферность.
Прицепилась бы к выражению «пляшет чёрт по нутру» из-за получившейся «вилочки» значения фразеологизма «по нутру». Но не стану.
Можно и прицепиться к строке «Хмурой дверью подъезда брякнешь, словно врагом», и тоже не буду (возможно, «брякать врагом» это круто, сама бы брякнула).
К тому же, imxo, это стихотворение (из тех, что я читала) точнее других попадает в тему конкурса.
Бабочки - 8
ДЛЯ КОЛЛЕКЦИИ
«Сад ароматом напоён,
и в жаркий полдень, над кустами,
парит роскошный махаон.
Цветы прекрасными устами
зовут его; он сам – цветок,
свободный от корней и стебля,
садится, лилию колебля,
и пьёт её душистый сок.
… Но для коллекции школяр
поймает бабочку, не зная:
она - последний экземпляр
в природе оскуделой края.
Безмозглый коллекционер!
Ты ловишь бабочек со страстью,
и, пользуясь над ними властью,
всех усыпляешь, изувер.
С чешуекрылыми знаком,
в их именах души не чаешь,
трофеи ты обозначаешь
латыни звонким языком.
Вот твой нехитрый инвентарь:
сачок заштопанный, морилка,
эфир, булавка, расправилка,
и для охот ночных – фонарь.
Переловил ты всё в округе,
любитель палой красоты…
Подумать надо на досуге,
что, может статься, я - есть ты?»
НИМФАЛИДА
Вл. Сирину
«Сквозь пенсне на переносье,
схваченным витою дужкой,
дразнит глаз незримой осью
танец бабочки-резвушки.
Сердце коллекционера,
как голодная пантера,
стережёт счастливый случай
(бабочка, сойди, не мучай!)
Одержимый энтомолог
ловит миг её полёта …
Труден поиск был, и долог,
но - удачная охота!
Пойманный экзот эфиром
усыплён, и на расправке
чудо крыльев, и кумира
ждёт жемчужная булавка.
Тихо, сумрачно, лилово
над землёй витает слово,
это слово – Nymphalidae
субтропического вида»
«Там было много незнакомых слов» (кф «Осенний марафон»)
Узнала, что, оказывается, существуют морилка и расправилка для бабочек, что у бабочкиного танца тоже имеется ось (всё, как у людей), - очень познавательно, спасибо автору.
Но кое-что не поняла: откуда (с чего) должна «сойти» бабочка? Или она должна сойти с ума, чтобы попасть в «сачок заштопанный»? Для чего «Пойманный экзот эфиром» в одной строке? «Усыплён» - в следующей строке. Ничего плохого в этом нет, но с логическими паузами небольшая проблема (ритм сбивается).
Вполне ожидаемая и даже джокерная концовка «Тихо, сумрачно, лилово над землёй витает слово» удачно «закольцовывает» первую и вторую часть в диптих, но… То ли слишком долгое подкрадывание (подползание) к «развязке» (ключу), то ли «ключ» коротковат, то ли некая недотянутость (до темы конкурса)…
«Идея бабочки принадлежит Платону.
Платон, как друг, принадлежит идеям.
Дороже истины, которая владеет
умами юными на грани моветона,
порхает бабочка под музыку недели.
И останавливает звуки из картона.
Дрожит стекло, стучат соседи в стену,
любимый пес скрывается на кухне,
горят все лампочки у стереосистемы.
Но звука нет. Лишь на пределе слуха
какой-то шорох, ведомый растеньям,
всплывает в памяти, протягивает руку...
И ты взлетаешь холодком из книжек.
Платон фундаментален, неизбежен,
но эта бабочка, придуманная им же,
умеет делать тысячи движений,
немыслимых: то - подлетая ближе,
то - обогнув до головокруженья.
Но перед ней Платон - гранит науки
(собакой грызен был неоднократно)
в пяти томах, читаемый от скуки
здоровым человеком на матраце, -
такие ставит мысленные трюки,
что с бабочкой мешает разобраться!» (Александр Анашкин)
Диптих на конкурс: Ностальгия. Пожар - 3
«Есть странное такое чувство»
«Когда становится вдруг пусто»
«То чувство - это ностальгия»
«Тело живет, но в летаргию
Душа канула точно в дым» (сбой)
«Всю его гордость и красу» (сбой)
«Но не вернуть мне его силой» (сбой)
«Я грусть о нем в груди несу.
Я не могу купить билет» («я» в 2-х строках подряд)
«В город, проживший много лет,
много видавший на веку» (сбой)
«Теперь я ощущаю холод,
Ему пою я песни сам»
«полный идей, полный желаний» (сбой)
«Чтоб не рушилась мостовая» (сбой)
«Те стены, что тебя хранили
От нападения врагов,
Свое оружие сложили
при нападении дураков»
«Горят Бразильские леса,
По ним, увы, прошлась коса
И Мрачный Жнец рукой костлявой
Скосил зеленый плющ курчавый»
«Вспышка бесчисленных кремаций» (сбой)
«Но алчность в нас тот лес сгубила»
«Душит мир сельский, городской» (сбой)
Вероятно, дворник Хабибулин снова весь квартал с ритма сбил…
Бедный язык, много лексических «пустомест»…
Почта была, есть и будет - 3
Отмечу отдельные «эпизоды» в этом страстном повествовании:
«Бьют в барабаны дети племён
Точка отсчёта шла с этих времён»
«Запрыгнет на лошадь и на тот берег
Бравый гасконец вручит королеве»
«Почту ямщик развозит в повозке
За собой на снегу оставляя полоски
В теплом тулупе и шапке собольей
Развозит письма и бандероли
Спокойно, легко, ни валко ни шатко
Галопом скачет наша лошадка»
Уважаемый автор, Вы же наверняка слышали выражение «ямская гоньба». А «птица-тройка»? Скорость ямской гоньбы была гораздо выше скорости европейских почтовых карет. А почему лошадей на ямах меняли, ежели «ни валко ни шатко»? Ямщики ездили со скоростью примерно сто вёрст в сутки. «Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух» (Н.В.Г.) «Русские ямщики везут крайне быстро, почти все время лошади несутся вскачь» (Аббат Жоржель, «Путешествие в Петербург в царствование императора Павла I») А «ни шатко ни валко», «спокойно» и «галопом скачет» - как монтируются друг с другом? Т.е. «галопом», но при этом «не ахти как; ни так, ни сяк; ни плохо, ни хорошо; посредственно, средне», да ещё и «спокойно, легко»? Прелестно…
«Свяжет сотрудничество и дружба
Наш Главпочтамт с курьерскими службами
Не магия это, не проделки Гекаты
Мигают лампочки на индикаторах»
"Полоски" умилили.
«ось земная планету крутит»
В общем – «Истинно вам говорю: 4 мая 1925 года Земля налетит на небесную ось!» (М.Булгаков) А вдруг - уже?! Или автор жертва школьной программы по физике?
Нагаевский причал – 3
Омелас. Встреча - 8
Вот такой друйз из вторичности, попытки впихнуть невпихуемое в двоичность «инь-ян» (в котором нет самого главного – Прави), лексической рефлексии на психомиф Ле Гуин, почти-революционной ситуации в голове у первого ЛГ, которому одного «не хотелось», а другого «не моглось», и жажды второго ЛГ «всё, безусловно, детям и жене», а селёдкой в форшмаке – извечный лук Брандта.
С уважением,
ваша ЕК.