Литобзоры
Литобъединение: Сеньора Za
Конкурс: Памяти Андрея Головина
Дата: 12.03.18 18:45
Прочтений: 88
Средняя оценка: 10.00 (1)
Комментарии: 2 (32)
Выставить оценку
литобзору:
Михаил Пристанский "Верное сердце" и Андрей Корсаров "Интересно"
Михаил Пристанский «Верное сердце, открытые руки»

Сложно мне что-то посоветовать автору. Просто мы с ним в разной эстетике существуем: то, что ему кажется неожиданным и красивым «встречи на грани фиорда», меня немножко настораживают. Для меня это недостаточно сумасшедший образ, чтобы быть ошеломляюще неожиданным. А, не будучи ошеломляющим, он оставляет место для раздумий – и тут начинается: «что такое грань фиорда? Где она есть и почему встреча именно там? Может быть, имеется в виду «граница»? Но есть ли она у фиорда?» Сами видите: мелкие, занудные и скучные вопросы. Но только отвлекают они, отвлекают от поэзии, от красоты ее. И такие же нудные вопросы по названию: «открытые руки». Да, сотни толкователей жестов тут же скажут вам: «открытые руки символизируют честность/искренность» - это общеупотребимый штамп. Штамп довольно бессмысленный, потому что, скорее всего, возник он оттого, что людям лень произносить словосочетание: «рука с открытой ладонью». Оружия в ней нет и открытая ладонь здесь знак добрый намерений, плавно трансформировавшийся в искренность. И вот что получается: «верное сердце», уж извините за прямоту, не самый свежий в поэзии продукт, потребовал добавки чего-нибудь экзотического. Ну нельзя там было добавить «добрые намерения, искренность и честность», стихи все же, не проповедь свидетелей Иеговы. Все правильно хотел сделать автор, хотел на контрасте поиграть, только меня-то он опять на какую-то ненужность вывел…
И, честно говоря, не с первого раза получилось у меня поймать музыку этого стихотворения: «От предрождений к себе дотянуться / Из тысяч лиц пестуя облик / Через века – мощь моя в руце / Нежность твоя как Божий окрик». Не знаю даже, как объяснить это, но «из тысяч лиц пестуя» - это какой-то «лежачий полицейский», не получается у меня с первого раза прочитать это в нужном ритме. Точно так же, как и в первом четверостишии: «Шаг от реальности в песни и грезы / Что там далече - танец, вой, рея». В общем, чтобы это читать со сцены, надо здорово порепетировать. И, кстати: в случае такого исполнения актеру безумно трудно будет выйти на сноску с цитатой из Цветаевой. Ну просто представьте себе: финал, овации. И тут исполнитель говорит: «Минуточку, это еще не все. Говоря про органы, автор отсылает нас…» И ведь в эпиграф это тоже не отправишь, эпиграф ведь сразу же после названия идет. Там, в названии, «Верное сердце», и если сразу же за ним сказать, что «сердце – это оргАн»…
Так что уж не обижайтесь на меня, Михаил, но мы действительно в разных плоскостях, трудно мне найти точки пересечения с Вашим стихотворением…

Андрей Корсаров «Интересно»

С этим стихотворением все проще. И бесконечно сложнее. Стихотворение написано «чисто». Это та самая простота, которая уже не примитив, но одна из граней настоящей поэзии. Но… Наверное, эталоном такой простоты являются лучшие стихи Есенина. И если мы вспомним их, то увидим, что эта простота очень и очень хорошо сделана: во-первых, в ней нет ни единого слова, которое можно было бы беспрепятственно выкинуть или заменить. Именно поэтому самые обычные слова там не вызывают чувства «замыленности». Здесь же… Возьмем хотя бы первое четверостишие: «Нам всем приходится проститься, / Когда окончен путь земной, / Когда дописана страница / Уже нетвёрдою рукой...» - да, стилистика простоты требует здесь «пути земного» и «нетвёрдой руки». Но, не знаю, согласитесь Вы со мной или нет, есть здесь, в этих строках, какая-то легкая необязательность, что-то недошлифованное. Почему-то кажется, что возможны варианты: «уже слабеющей рукой», «нетвердой старческой рукой» - это из самого примитива, можно и получше чего-нибудь предложить. Но вот ощущения цельности и незаменимости, невозможности «выкинуть слово из песни», у меня нет…
А во-вторых… В лучших стихах Есенина кристальную простоту всегда оттеняет какой-нибудь красивый образ: ну ведь должна же красивая простота куда-то смотреться и видеть свое прекрасное отражение? И такого вот красивого образа мне в стихотворении Андрея очень не хватает.
И если бы у меня было право голоса, я бы очень посоветовал автору еще немножко поработать с этим стихом: дошлифовать его так, чтобы стыков вообще не было заметно и чем-нибудь украсить. Конечно, проще сказать, чем сделать это, но мы-то потенциал автора знаем…


Комментарии: 2 (32)