Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Литобъединение: Слово.ру
Конкурс: Когда мы в Россию вернёмся… о, Гамлет
Дата: 14.11.17 03:01
Прочтений: 333
Средняя оценка: 7.48 (237)
Комментарии: 6 (80)
Выставить оценку
литобзору:
3. «Марь белая растёт»
«Марь белая растёт»

А начну-ка я, пожалуй, с Георгия Константиновича Жукова, прошедшего гражданскую, Халхин-Гол, к октябрю 1941 восстановивший разваливавшийся западный фронт, далее были стратегические оборонительные и наступательные операции: Львовско-Черновицкая, Ельнская наступательная, Московские оборонительная и наступательная, Ржевско-Вяземская, Ржевско-Сычёвская, Сталинградские оборонительная и наступательная, Курская оборонительная, Орловская наступательная, Белгородско-Харьковская, Черниговско-Полтавская, Киевские оборонительная и наступательная, Белорусская, Висло-Одерская, Варшавско-Познанская, Восточно-Померанская и наконец Берлинская (это ещё некоторые я пропустила), Жукова, принявшего безоговорочную капитуляцию из рук генерала Вильгельма фон Кейтеля. Это Жуков, который, как говорил мой дед К.Е.Кабардин, командующий вооружением армии, бил своих генералов стеком, который с иконой Казанской Божьей матери облетал линию фронта, про которого американский историк М.Кайден писал: «Многие ли понимают, что Жуков действительно был, по самой точной характеристике Гаррисона Е. Солсбери, «полководцем полководцев в ведении войны массовыми армиями двадцатого столетия?» Он нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их во второй мировой войне. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством Жукова, ибо перед нами был военный гений, чудо-маршал!», а американский писатель А. Аксель – что «Жуковым нельзя не восхищаться. Недаром же западные военные историки ставят его в один ряд с Александром Великим и Наполеоном, считая, что Жуков изменил курс истории».
«Именно Жуков единственный из полководцев новейшей истории является той краеугольной фигурой, по которой, как по Иоанну Грозному, Петру Первому, Иосифу Сталину, проходит «водораздел» самого отношения к России, как великой державе. Отношение к Жукову тоже своеобразный тест на причастность к патриотам державникам, или либералам общечеловекам» (С.Куличкин)
И вот этот Жуков, который никого не боялся, который получил все высшие боевые награды США, Великобритании, Франции, Польши, Чехословакии, Югославии, Китая, Египта, причем, не по одному ордену, это он
«Притормозив коня жеманным жестом,
К Истории поставлен задним местом –
Бездарность так для нас изобразила –
На стременах привстал изящно Жуков,
Ополовинивший колонны внуков»? Т.е., именно «жеманным» и именно «привстал изящно»? Церетели не понравилась работа скульптора В.Клыкова и архитектора Ю.Григорьева к 50-летию Победы (памятник установлен в 1985г. на Манежной), предположим, мне памятник тоже не нравится (да и белый красавец-ахалтекинец Казбек, на котором Жуков принимал парад Победы, какой-то не ахалтекинский, а вот то, что коня звали Кумиром, уже фальсификация), как, собственно, и ваяния самого Церетели (уж-хто-бы-ховори-и-ил), но автор переносит отношение к памятнику на отношение к личности Жукова и его роли в истории Великой Отечественной.
Нет сомнения, в художественном произведении допустимы и художественный вымысел, и домысел, и мифологизация, возможно, даже циничное передёргивание, но именно это передёргивание снижает художественность и нивелирует чистоту авторского замысла (т.к. чистота авторского замысла должна присутствовать априори). По-моему, не стоит путать авторскую интерпретацию, которая является одним из методов познания, инструментом организации художественного пространства и мира, даёт автору внутреннюю свободу самовыражения и обязательно включает в себя гносеологическую составляющую с учётом требования исторической справедливости, с фальсификацией, когда автору не важен исторический контекст, идеология изображаемой эпохи, да и сама историческая личность, в общем-то, тоже не важна, так что можно не мучиться поисками истины, а ограничиться одной – личной – точкой зрения. «Фальсификация может осуществляться также художественными средствами, которые могут сформировать у читателя ложные впечатления» (С.Шарифова, к.ф.н.)
Это «…Жуков,
Ополовинивший колонны внуков»?
Сразу возникает вопрос, как автор представляет себе защиту Отечества, когда «враг у ворот»? По-моему, есть только два способа (вне зависимости от эпох, стран, народов и строя): либо драться насмерть (аха, до той самой последней), либо под-лечь (с надеждой на пощаду и миску борща). А как иначе?
Уже является доказанным факт переписывания и фальсифицирования мемуаров Г.Жукова (Жуков Г. К. «Воспоминания и размышления», 1970г.), изменения с целью «десталинизации» в его тексты внесены в 1989г. (Жуков умер в 1974г.)
Вот такой исторический – линейный – постмодерн, который в данном случае вульгаризирует литературный образ, искажает образ исторический и снижает художественность произведения в целом. «Зачем нужна ей, однолетней, память»? Действительно…
«Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил» (Ф.М.Достоевский)

Строки «…глиной, Нам с детства вперёд нагружающей ноги» и «пепел сердца не преследует стуком» не понравились с т.з. языка.

Так – всё гладко (ключевое слово – «гладко») написано, автор словом владеет вполне умело, и образности хватает, у меня замечаний по этому аспекту нет.

А об исторической фальсификации у меня ещё будет возможность написать «разнообразно и по разным поводам»(с).

С уважением (вот несмотря ни на что и вопреки всему),
ЕК

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=421929

«Эй, ветер равнинный! Владея равниной,
Подхватывай то, что звучит вдоль дороги!
Напрасно ты хочешь расквашенной глиной,
Нам с детства вперёд нагружающей ноги,
Пластами костей, потерявших гражданство,
Уральским разбитым хребтом позвоночным
Скрепить распадающееся пространство,
Ведь там, где ничто не является прочным,
Ни вера, ни память, ни цель, ни идея,
Где пепел сердца не преследует стуком,
Одна только женская рифма умеет
Пространство протяжно пронизывать звуком.

*
Сижу у Бородинской панорамы
Спиной к потоку юркого железа.
В соседнем доме мамы моют рамы,
Что кажется отсюда бесполезным.
Горячее железо духовито
И гадит в небо сизою струёю.
Дежурный ангел ватной пятернёю
Всё в кучевое соберёт корыто,
И, окропляя тоннами помоев
Обветренные лица не героев,
Вернёт на землю. Вечное помыто.

Народ – трава. Коси его косою,
Трави, топчи и танками дави –
Слезами обольётся, как росою,
И вновь заколосится на крови.
Проходят, покуражившись на свете
Злодействами, лихие времена,
И новые приносит семена
В истерзанную землю южный ветер.
Трава, трава!
Тебе всё трын-трава.
Зачем люблю, трава, твои слова?
Зачем твои запомнил имена?

Железо за спиной внезапно встало –
Как прежде, возят цугом и по встречной
Модель для будущего пьедестала.
Клеймёная звездою трёхконечной,
В бронированной шкуре лимузина,
От Жукова на пляшущей лошадке
К Кутузову, осевшему в посадке,
Бежит тысячесильная скотина.
Стоящего железа смрад сильнее –
И патина становится чернее.
Царь вдоль холопов – русская картина.

Марь белая растёт, беды не зная,
Меж донника, овса и череды,
От урожая до неурожая,
От полбеды до полной лебеды.
Зачем нужна ей, однолетней, память
И сорок шесть мудрёных хромосом,
Когда её судьба под колесом
Иль под копытом маршала истаять.
Чай не газон.
Раз-два – и весь сезон.
Зима как сон – и вновь полки имён
Поднимутся весной, чтоб душу маять.

Последний день конца кровавой бани
В календаре обозначает праздник.
Коптит былое дым воспоминаний
И обязательный чугунный всадник
Указывает где мораль и сила:
Притормозив коня жеманным жестом,
К Истории поставлен задним местом –
Бездарность так для нас изобразила –
На стременах привстал изящно Жуков,
Ополовинивший колонны внуков.
И эта половина ту забыла.

Тысячелистник, Мятлик, Незабудка,
Иван-да-Марья, Пижма, Молочай,
Лапчатка, Клевер, Василёк, Ярутка,
Крестовник, Одуванчик, Иван-чай,
Ромашка, Ситник, Девясил, Горчица,
Пастушья сумка, Бальзамин, Кипрей,
Лапчатка, Мать-и-мачеха, Пырей,
Полынь, Солодка, Чистотел, Мокрица,
Овсюг, Чабрец,
Чертополох, Чистец,
Крапива, Хвощ, Острец, Осот, Синец,
Болиголов, Фиалка, Медуница…» (Юрий Лавут «Голос травы»)


litsovet.ru © 2003-2017
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Александр Кайданов
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 281
Из них Авторов: 22
Из них В чате: 0