Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Литобъединение: Братство зажжённой искры
Конкурс: Совершенный час безмолвно сжатых губ
Дата: 02.09.17 00:57
Прочтений: 141
Средняя оценка: 10.00 (2)
Комментарии: 4 (3)
Выставить оценку
литобзору:
Ночной обзор №4 от Александра Грозного
Есть в возвращении прекрасный момент. Когда понимаешь, что за твоё отсутствие произошли необратимые изменения, и только недописанная строка застыла в ожидании мастера. Спасибо всем, кто терпеливо ждал обзоров и тем, кто трудился над своими произведениями. Конкурс набирает обороты, а лето подходит к концу. Время читать и размышлять.

Не стоит приходить на пепелище. Алиса.

Не стоит приходить на пепелище.
Сгорело, отболело, отжило.
Уже дотла наш перекрёсток выжжен,
И пепел по дорогам разнесло.

Но почему так манит возвратиться,
Поверив, что бывают чудеса.
В обличии осенней дикой птицы
Взлететь из пепла прямо в небеса.

Не услыхать оружья боевого,
Не чуять пули, что пронзает плоть,
А только небо видеть над собою,
И только в сердце чувствовать любовь.

Незримый путь к тем дням она отыщет
За сотни миль, десяток зим и лет!...

Не стоит приходить на пепелище,
Пусть я приду… Но, ведь, тебя там нет.

Что может быть печальнее, чем драма личной жизни. Грустное стихотворение. На первый взгляд всё понятно - сгорело, отжило, чего тут ещё искать, но автор явно намекает на то, что тема ещё не закрыта. И это даже, отчасти, хорошо, с этим можно жить и фантазировать. Птицей ли, звонком по мобильному, СМС-кой, всё равно как вернуть ситуацию, главное быть в постоянном поиске того самого чувства, что называется любовь.
Вот вам, дорогие читатели сюжет без всякого намёка на рецепт безболезненного выхода из сложной жизненной ситуации.
Теперь о том, что меня так сказать напрягло. Давайте перечитаем третий катрен:
«… Не услыхать оружья боевого,
Не чуять пули, что пронзает плоть,
А только небо видеть над собою,
И только в сердце чувствовать любовь.»

Если мы говорим о птице (В обличии осенней дикой птицы), то боевое оружие тут неуместно, это вам скажет любой охотник, и даже просто наблюдательный человек. Да и пулей по птицам не стреляют, поскольку есть дробь для этого. Получается, что здесь явный намёк на возможную расправу при попытке вернуться?
Успокойте меня автор, скажите, что этот устрашающий поворот сюжета только для усиления драматической ситуации.
Спасибо автору.

Когда уходит зло. Маруга В.М.

Я так устал, что мне предельно ясно,
Бессилие излечит суету
И каждому становится приятно,
Поспал, поел и снова на боку.

И ум уже не прячется за разум,
Все мысли в строгой простоте,
Сосед с претензией на правду,
Смешной и лишний, как и все.

И жадность сдержанно притихла,
Не хочется иметь того, что не моё,
И уж шептать положено потише,
Что ничего на смертном одре не твоё.

Обилие грехов тревожит душу
И вдавливает тело в мягкую кровать,
И чувство доброты поспело, как в саду осеннем груши,
А зло, как день ушло, чтоб к слабым и больным уже не приставать.

И Бог со мной уж очень строго,
Жена спешит во всём винить,
То как девица недотрога,
То стервой быть упорно норовит.

Я рад, когда мне мысль приходит,
И мудрость вечности язвит,
Ничто вокруг и в мире не тревожит,
Всё будет так, как Бог велит.
С чего бы начать? Пожалуй, с того, что надо бы привести стихотворный размер в порядок. Автору надо определиться – трёхстопный ямб или четырёхстопный он хотел бы использовать для своего стихотворения? Мне же сдаётся что четырёхстопный ближе к теме. Начнём сначала…

Я так устал, но мне предельно ясно,
Моё Бессилие излечит суету,
Мне, изменить что либо, не подвластно.
Поспал, поел и снова на боку…

Не предлагаю как рецепт, но согласитесь, что размер очень важен для прочтения.
Теперь, что касается темы и её раскрытия. Куда же уходит зло?
«…А зло, как день ушло, чтоб к слабым и больным уже не приставать.» Автор делает реверанс и замолкает, мол, это не важно, или это даже мне неизвестно. Ну, уходит и уходит…, что вам ещё надо.
Позвольте, но ведь я рассчитывал на прямой ответ. Просто интересно стало.
Мне понравился ненавязчивый сарказм и чувство меры, когда автор коснулся темы Бога и души. Как говорится, не пересолил. Есть и жизненная мудрость и игривая усталость.
Да и финал хорош, хоть и скомкан в техническом плане. Я бы кое-что поправил.

Я рад той мысли, что приходит,
И мудрость вечности язвит,
Ничто вокруг мой мир не потревожит,
Всё будет так, как Бог велит.

Спасибо, было интересно читать.

Напутствие эмигрантам Mark Zilber
Ты сбежал, словно крыса, оставив страну на закланье.
Заказав с пышных видов заочно её отпеванье.
В ресторанах Нью-Йорка, Лас-Вегаса, Штутгарта и Тель-Авива,
Где стать худо- безбедным ждала у ворот перспектива.

Алгоритм твоей логики прост до прозрачности, ясен.
Лучше жить там, где манна цветёт, а не дуб и не ясень.
Где, похоже, и солнце быть может надёжным гарантом.
Где стабильная жизнь на подносе. И всем иммигрантам.

Ты кричишь ей love you, ahuva sheli и краткое – liebe
Из квартир чужеземных. Так слезливо и искренне. Ибо
Так легко, не затратно любить край родной с расстоянья,
А попробуй вблизи до мозолей в душе, до слиянья.

Бок о бОк, а не там за бугром вот такую:
С раскуроченным телом воронками, злую, больную.
На которую (надо ж!) на случай пришла похоронка.
Полюби её точно родного калеку- ребёнка.

Или мать, что слегла и, похоже, вконец одержима.
Полюби нищебродку свою без ума и без Крыма,
Изнурённую вечной враждой, с перерезанной веной.
Так как издали любишь ( у рта- с вечно брызжущей пеной).

Ну, давай хоть на год. Посиди у её изголовья.
Не оттуда люби, а отсюда. Хоть впрок - на здоровье!
Поживи на поганых харчах, поработай задаром,
Полечи скарлатину - проблемы свои скипидаром.

Нет! Не сможешь любить - ни за так и, конечно, ни нА спор.
Вопреки! Безо всяких усилий. Против мнений диаспор.
Растерявшую в адской войне все свои позвоночки.
Доведённую до суицида - итоговой точки.

Испытай её карцер с холёными жирными псами
Где закон - не закон, а концы еле сводят с концами.
Проори ей - Люблю! И заткнись. И езжай восвояси!
Ты, заморский пиит, расскажи свою басенку Васе.

Без тебя ей, поверь, обнищалой ни сладко ни горько.
И в твоей к ней любви нету истины вот ни настолько.
Правда в том, что меж вами бездонный обрыв и граница.
Хоть за то полюби, что она тебе больше не снится.

Стихотворение написано эмоционально, а там где эмоции, чувства обострены до предела. Давайте сразу определимся, каким именно эмигрантам посвящено это стихотворение.
«…Полюби нищебродку свою без ума и без Крыма,
Изнурённую вечной враждой, с перерезанной веной…»
Конечно же, это Украина. И это посыл уезжающим за безбедной жизнью украинцам. Что ж, автор явно знает, о чём пишет. Не сомневаюсь, что каждый уезжающий может рассказать свою историю, и привести массу причин, по которым он покидает Родину, но автор перечёркивает все эти доводы одним штрихом – Любить Родину надо не издали.
Прекрасная мысль. Но что кроется за этой мыслью. Невозможность что-либо сделать, кроме как страдать вместе с ней. Любить и страдать. Отчаяние – вот что я услышал в этом произведении.
Однако мысль автора не оставила меня равнодушным. Есть в ней и душевные муки мудреца, и мальчишеская непримиримость, и неутраченная гордость гражданина.
Теперь о технике. Надо бы навести порядок в расстановке точек и запятых. Дело это скучное, но полезное. Да и с написанием некоторых слов, тоже неплохо бы заглянуть в словарь. Например: наречие – незатратно пишется слитно.
На этом всё. Спасибо автору за яркое произведение.

Немая сцена. Носенкова С.

Я ни о чём не спрошу,
Ты — ничего не ответишь.
Наши слова — просто шум,
Пылью покрытая ветошь.

Только — глаза в глаза,
Только пожатие рук.
Разве ты что-то сказал? —
Нет, это шёпот разлук.

Это опять снегопад…
Вдаль ускользая как тень,
Бросил мне вслед, невпопад:
«Добрый сегодня день».

Как правило, чем короче стихотворение, тем точнее надо описать ситуацию и более ёмко сформулировать основную мысль. Автор создал настроение разлуки двух небезразличный друг к другу людей. Кто они? Любовники, бывшие супруги, романтичные друзья? И почему день расставания – добрый? Тема для размышления или просто мимолётная ситуация описанная не для глубокого анализа?
По сути – милое стихотворение без намёка на нравоучение.
Теперь о том, что не понравилось. Сравнение слов с ветошью. Оговорюсь сразу, что это субъективное мнение. В годы молодости, приходилось мне трудиться на одном авиационном предприятии, где ветошь использовалась, как расходный материал для удаления грязи с различных предметов. А так же для вытирания рук. Это были обрезки тканей, ниток и выбракованные изделия из х.б. и трикотажа. Ну и отношение к ветоши было соответствующее – вытер и выбросил. О чём это я? Да о том, что не романтичное слово ветошь, как не крути.
Теперь о некоторых особенностях рифмы. Было бы замечательно, если бы ударения падали одинаково на первый или последний слог. В первых и третьих строках катренов порядок, но во второй и четвёртой строке первого катрена (ответишь – ветошь) ударение падает на первый слог, а в во втором и третьем (рук – разлук, тень – день) на последний. Это не придаёт стихотворению музыкальности.
Спасибо автору за настроение.

Александр Назаркин. Фантастика в стихах памяти Бориса Пастернака.
Возвращение домой

Тандем металла и огня, брони и грома
Оставил в небе яркий след и канул в омут.
Взрываясь, плавилась земля, вода горела,
А смерть смотрела на меня, в глаза смотрела.

Из вековечной черноты чужой вселенной
К себе домой стремились мы мечтой нетленной.
К тебе одной моя душа всегда хотела,
А смерть глядела на меня, в глаза глядела.

Разлуки долгой пустоту мы пережили,
С собою взяв свою мечту, домой спешили.
Никто не думал, что до нас нет Богу дела,
А смерть глядела на меня, в глаза глядела.

Увидеть реки и поля – предел мечтаний,
Предел желаний для меня и ожиданий.
Планеты шарик голубой – мечта предела,
А смерть глядела на меня, в глаза глядела.

Взорвались с треском небеса, конец надежде
Уже не будет никогда всё так, как прежде
И с плачем вырвалась душа, покинув тело,
А смерть сидела у огня, со мной сидела.

Главный рефрен (повторение) стихотворения это строка «А смерть глядела на меня, в глаза глядела» чуть меняющаяся согласно сюжету.
Хорошее подражание стихотворению «Зимняя ночь». Напомню тем, кто подзабыл:
«Мело, мело по всей земле,
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела…»
Автор сразу предупреждает, что это фантастика, то есть фантазирование на тему произведений Пастернака.
Мне показалось стихотворение трагическим и безнадёжно мрачным от первой до последней строки.
Замечу, что произведениях Пастернака всегда оставалась надежда. Это, кстати и прослеживается в стихотворении «Зимняя ночь». Свеча и ночь, жизнь и смерть. Борьба человека за жизнь в любых ситуациях, несмотря на трудности и отчаяние. Замечу, что Борис Пастернак прожил долгую (71 год) и счастливую жизнь. Что для поэта большая редкость. Не сидел, не был выслан, получал гонорары и был избалован славой. Тема смерти в его произведениях не была центральной.
Это, так сказать отступление, а теперь по теме стиха. Мне понравился и ритм и стиль. Всё стихотворение читается на одном дыхании. Нет шероховатостей. Образы яркие и понятные. Приятное послевкусие.

И второе произведение автора, выставленное на конкурс это проза. Рассказ «Городская шиза».
Рассказ о том, какие страхи могут поселиться у человека в голове, и как с этим предполагается сосуществовать. Рассказ не сложный в прочтении и совершенно внятно написан, несмотря на устрашающее название. Здесь нет надуманности и наигранности. Всё, что происходит с главным героем, наверняка происходило со многими людьми. Страх рождает образы, человек одушевляет эти образы и по мере привыкания к ним, преодолевает страх. Как правило, все эти стадии страхопреодаления проходят в детстве. Но бывают и исключения. Не скажу, что рассказ чем-то меня удивил, или поразил, но он запомнился и это уже хорошо.

Shipina Праковые этюды.

I
Старинный парк, столетние дубы,
И клён, похоже, не намного младше.
Нахмурились морщинистые лбы
Камней замшелых. Тонкой веткой машет
Берёзка юная. Сирени пышет куст.
А древний постамент надменно пуст.

Извив ствола причудлив, как судьба,
Канал темнее вековых преданий,
И слышится невнятная мольба
Над отражением дерев и зданий,
Где ряска лёгкая, кувшинки круглый лист
И мостик – крепок, хоть и неказист.

II
Наклейка из кувшинок на зерцале…
Неведомые тени промерцали
По ленной глади сонного пруда,
И, странно, вспомнилось: «…о Ювенале,
В конце письма поставить vale…»
Не пишут ныне писем, вот беда!
А было хорошо лист из тетради
Расправить пред собой,
по белой глади
Водить пером, волненье с ним деля,
И к тексту подходящие картинки
Оставить на полях – цветок кувшинки
Иль профиль – для чего ж в письме поля?!

III
А этот пруд зацвёл обильно ряской,
Задёрнут плотной зеленью, как маской –
Лежит, как будто лист цветной бумаги.
Но уткам нравится,
снуют ватаги
И оставляют на листе следы –
Беспечны бесполезные труды:
Те росчерки чернилами воды
За перьями хвостов исчезнут вмиг.

На берегу графичные коряги
Рисуют «на полях» заветный лик.

IV
Мост спину подставлял, а травяной настил
Все шорохи гасил – гадайте по губам!
И парковый покой с закатом нас мирил,
И полоса перил качалась в такт шагам.

Тишайший вечер плыл, снимая облака
Покадрово в проём среди резной листвы.
И куст сирени стыл, соцветья опускал
Во тьму канала…

Так молчали я и Вы.

Красивое стихотворение, ровное, без надрывов, взлётов и падений. Словно посидел в партере театра и послушал хорошо отрепетированную пьесу из парковой жизни. Так сказать молчание героев на фоне великолепных видов флоры. Отмечу замечательно пойманное настроение и великолепное исполнение. И всё-таки, отсутствие сюжета и мотива, как основной цели произведения, меня слегка огорчило. Согласен, что молчание это тоже средство выражения, но здесь оно никак не обыграно. Впрочем, автор прекрасно поработал.
И второе стихотворение автора, присланное на конкурс.

Мы стояли у развилки...


Мы стояли у развилки, ни о чём не говорили,
облака по небу плыли, мятно пахло от травы…
Помню будто бы вчерашний вечер тот зелёно-синий,
трепет листиков осины, вздох берёзовой листвы.

К нам прохлада подбиралась, мошкара вокруг кружила,
и настолько тихо было – комаров был слышен писк.
И сквозь облачные мели к лесу солнце с неба плыло,
и за гребень дальних елей зацепился красный диск.

Как интересно, стихотворения разные, а сюжет один. Молчание на фоне природы. Я бы сказал, что это скучно, если бы не высокий уровень исполнения и трогательное обращение со словом.
Я заметил, что это стихотворение было напечатано в журнале Зубрёнок, в рубрике стихи для детей. И по этому поводу у меня вопрос к автору. Не кажется ли ему, что третья и четвёртая строка первого катрена трудна для понимания ребёнка. Несвязанность с первыми строками и незаконченность предложения после точки, создают напряжение даже у подготовленного читателя. На этом всё. Спасибо.

Artur Сумеречная зона

Уснул, вдыхая запах гари.
Попал в загадочный мирок,
Где корчат рожи дивны твари
И где главенствует морок.

Лечу большой бескрылой птицей.
Мне ветер – друг, товарищ, брат.
Пронзаю время алой спицей,
Как степь – нахальный азиат.

В тумане образы мелькают.
Они страшны и веселы:
Себя старуха предлагает –
Уродливо торчат мослы;

В пещере старец одинокий
Кропает мерзкие стишки;
Младенец взором волооким
Считает у людей грешки.

Мне отвратительны их лица,
Их терпеливый, скучный вид.
Ужель и мне здесь поселиться,
В убогом теле предстоит.

Вот порадовал, так порадовал меня поэт. Хорошая «сумеречная зона», при всём драматизме ситуации, превосходный ряд образов, я бы даже сказал «пушкинских образов». Очень симпатично написано. Не знаю почему, но стихотворение вызывает улыбку. Есть в нем некий сатирический налёт. Хотя автор, наверняка желал достичь обратного.
А вот финал мне не понравился. Я бы предпочёл что-то наподобие этого…

Но свет сильнее липкой тени,
И бред осталась позади,
Я принимаю воскрешение,
Я не готов во тьму уйти…

С уважением к автору.

danielle(Св. Дион)


"Небо, окаймлённое тишиной ...."
(ПРОЩАЛЬНОЕ)

«Небо, окаймлённое тишиной
шелеста листьев...»
Н. Джин

1
Простись со мной, прошу тебя,
Простись со мной уже оттуда,
Где всех ещё живых любя,
Уже не ждут земного чуда.

Простись, как раньше, навсегда,
В последний раз, до новой встречи,
Пусть вздрогнет каждая звезда,
Пусть вместе задрожат все свечи,

Зажжённые в застывший миг,
Когда твой взгляд потух внезапно,
И имени твоего крик
Тебя вернул на вздох обратно.

Приди ко мне - приди, простись,
Приди бесшумно, незаметно,
Кленовой веткою коснись
Щеки моей с дыханьем ветра,

И я пойму, узнав тебя
По шёпоту листвы зелёной,
По тишине вокруг меня,
Бездонным небом окаймлённой...

Это стихотворение написано на смерть любимого человека. Так было обозначено перед эпиграфом. А для эпиграфа выбрана строка из романа Нодара Джина. Вы читали Нодара Джина? Я не читал, поэтому отложил написание обзора и погрузился в густо нагруженные философией текст повести «О любви и суете». Согласитесь, было бы невежественно писать какие-либо слова, не поняв причины, побудившие к написанию…
Спасибо за ожидание.
Итак, перейдём к стихотворению. Есть сильные стороны и слабые. Начнём с сильных – это идея стихотворения, и желание как можно сильнее зацепить читателя, заставить его сопереживать и эмоционировать. И это автору удалось. Стихотворение не яркое, но доверительно душевное. Словно автор приоткрывает дверку своей печали, и мы наблюдаем за его переживаниями через небольшую прореху из темноты.
Теперь давайте приступим непосредственно к тексту. Третий катрен.

«Зажжённые в застывший миг,
Когда твой взгляд потух внезапно,
И имени твоего крик
Тебя вернул на вздох обратно…»
Третья строка явно выбивается из ритма, но автор намеренно не избавился от этого огреха, поставив рифму и смысл во главу поэтического сооружения. И напрасно. Не красиво вышло, коряво.
Простись, как раньше, навсегда,
В последний раз, до новой встречи,
Пусть вздрогнет каждая звезда,
Пусть вместе затрепещут свечи,

Зажжённые в застывший миг,
Когда твой взгляд потух внезапно,
Но мой призывно горький крик
На вздох вернул тебя обратно.

Может так. И ровнее и смысл сохранён.
А в конце, хочу добавить, что отсыл к философии Джина не сработал, поскольку стиль Нодара нарочито приземлён почти до бытового уровня. Мастерски владея словом, Н.Джин создаёт реалистичные картинки и тяготеет скорее к репортажу, чем к поэтическому романтизму. А стихотворение, как я и говорил нежное и трагически эмоциональное. Отсюда и неувязка.
Впрочем, читателю может приглянуться этот тандем.
Спасибо.

Михаил Шел. Никто не хотел умирать!!!

Вы когда-нибудь были в лесу, а в тайге? Знаете, что такое гнус? Почитайте рассказ «Никто не хотел умирать» и ужаснитесь произошедшим. Автор убивает своих героев посредством комаров. Не пожалев даже ребёнка. Жуть. Для чего? Зачем? В трагедии косвенно обвиняется женщина, она же жена, она же мать, которая забыла взять с собой средство от комаров, но, по сути, и это бы не спасло их, поскольку автор был готов принести жертву. Лубочная картинка семейного отдыха заканчивается смертью. И вот вам последние строки рассказа:
«В полицейских сводках некоторое время спустя сообщили, что молодая семья стала жертвой некоего аномального явления, даже ссылались на пришельцев. Слухи заволокли городок небылицами, но никто так ничего и не смог понять...
Понять того, что они не хотят умирать!!! И что они тоже могут убивать в ответ!!!»
Комары не хотят умирать – такова идея и основная мысль произведения. Как к этому относиться выбирайте сами, я же получил эмоциональную встряску и бессонную ночь с закрытым окном (на всякий случай).
Берегите себя авторы. Спасибо.


litsovet.ru © 2003-2017
Место для Вашего баннера  info@litsovet.ru
По общим вопросам пишите: info@litsovet.ru
По техническим вопросам пишите: tech@litsovet.ru
Администратор сайта:
Программист сайта:
Александр Кайданов
Алексей Савичев
Яндекс 		цитирования   Артсовет ©
Сейчас посетителей
на сайте: 334
Из них Авторов: 28
Из них В чате: 0