Комментарии к литобзорам
Обзор: О технике
Обзор опубликован: 11.10.14 06:33
Комментарии: 7 (36) добавить
Считать стопы в стихотворном тексте - скучнейшее и бесполезное занятие. Так говорят читатели (и авторы), которые озабочены лишь содержанием стихотворения. Согласимся ли мы с ними? Очевидно, нет. Поддерживаю Вас, Павел!
14.10.14 20:56 Ответить  
Правильно говорят читатели (и авторы) - скучно и бесполезно, можно и не считать стопы. Читать веселее, согласен.
За поддержку благодарен
14.10.14 23:00
ТАК кому: Рослов П.
Ну, далеко не всегда веселее читать...
Павел, у меня будет к вам просьба. Я не претендую, конечно, на личные литобзоры ))) но когда у вас появится время... можно ли вас попросить препарировать все, что я тут понаписала? ) Мне безумно интересно.
15.10.14 20:04
Рослов П. кому: ТАК
Татьяна, конечно, я сделаю, что смогу. Но не знаю, что будет со временем. Я стараюсь не отходить от рассмотрения формальных сторон стихосложения - это суховато и скучновато, но зато можно опереться на нечто объективно существующее. Нормальные стихи не распадаются на форму и содержание, "что" и "как" в них неразрывно, поэтому мои наблюдения несколько однобоки. Единственный в этом плюс - все сказанное можно проверить:)
16.10.14 08:04
ТАК кому: Рослов П.
Павел, конечно же, когда будет время. Это же не срочно. Мне просто очень интересно.
Согласна, "что" и "как" - как партия и Ленин, близнецы-братья )
16.10.14 14:51
Не со всеми положениями согласен, но, в целом, РЕСПЕКТ!
11.10.14 23:24 Ответить  
Владимир Рыскулов кому: Рослов П.
я как-то написал об этом:

Классические поэты у нас выведены из зоны критики. Никто не пытается выискивать у них слабые глагольные рифмы, нарушения ритма, размера и прочие огрехи. За исключением самых нетерпимых и дотошных, которых обычно не воспринимают всерьез, И это правильно: классиков не препарируют - ими наслаждаются.
Что касается нас, простых смертных, то нам ничего не прощается. Поэтому стихотворение с точки зрения формы должно быть идеальным. Пусть критики обсуждают наши мысли, образы, эпитеты, но не технические ошибки и словесные ляпы. А первое гораздо труднее, потому что не всякий обладает для этого достаточными знаниями, да и понимание поэтического и художественного у каждого разное.
16.10.14 13:59
Рослов П. кому: Владимир Рыскулов
Уважаемый Владимир!
Виноват: не успел Вас поблагодарить за ссылку на Ваше стихотворение. Ироничное стихотворение в той ситуации обсуждения было уместно.
Вы правы: классиков за технику редко критикуют. Чаще говорят о главенствующих во времена классиков поэтических нормах. Допустим, при Пушкине глагольная рифма еще не была "изгоем". К тому же тогда было время крупных поэтических форм - поэм, когда, хочешь/не хочешь, многочисленных глагольных рифм было не избежать. Пушкин жаловался на бедность рифм в русском языке. Но ведь тогда рифмой считалось совпадение послеударных звучаний. Это уже стараниями Маяковского, Пастернака, Асеева и пр. акцент сместился на совпадение предударных согласных. И тогда глагольная рифма, действительно, стала казаться очень вялой и бледной. (Хотя не все так просто, если прочитать работу Брюсова "Левизна Пушкина в рифмах").
Получается, стоит сперва определиться, с каких позиций критиковать классиков. С позиций нашего дня? Можно, но, согласитесь, что-то в этом будет не то.
И ляпы у классиков известны. Мой любимый "Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин". Языком он разговаривал.
Вы правы: к конкурсантам внимание более пристальное. Но ведь и не классики представляют стихи на конкурс. Может быть, нынешние конкурсанты станут классиками, но сейчас все в роли "простых смертных" (по Вашему определению). Удачные "мысли, образы, эпитеты" незамеченными, как правило, не остаются, их красота в комментариях часто даже преувеличивается. Тем не менее, "понимание поэтического и художественного у каждого разное", поэтому обсуждения неизбежны. Мне кажутся неизменными базовые основы стихосложения, и я на них сосредотачиваюсь в своих обзорах.
16.10.14 16:59
Михайлин В. М. кому: Рослов П.
dugward.ru/library/brusov/brusov_levizna_pushkina.html
Спасибо, с удовольствием печитал Брюсовскую статью!
16.10.14 17:38
Рослов П. кому: Михайлин В. М.
Спасибо за ссылку! Я сразу же статью тоже перечитал с большим удовольствием:)))
16.10.14 17:57
Владимир Рыскулов кому: Рослов П.
Все верно. Как раз сегодня случайно открыл Пушкина в детском издании ("Зимнее утро") - в 8 строках из 12 глагольные рифмы:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
16.10.14 21:52
Павел, спасибо за замечания! Не заметила, что сбилась, потом поправлю эту строку и над "вернее, пока" подумаю. Это моё нетерпение, но уж очень понравилась "космическая" строчка в интересном размере.
11.10.14 22:55 Ответить  
Любовь, если честно, то лучше не слушать никого:) Как самой нравится, так и делайте. Где-то прочитал: первые пришедшие слова - самые верные. Потом можно вертеть и мудрить, а все равно вернешься к первому варианту:)))) Конечно, это не всегда истина, но правды в этом много.
12.10.14 09:22
Прислушаться не помешает :) в данном случае вполне можно попробовать поправить. А там посмотрим. Будет спокойная минутка, вернусь к стиху, подумаю.
12.10.14 15:02
Уважаемый Павел! Спасибо Вам и за сам обзор, и за скорость его подачи! Вы просто задали темп, на который стоит равняться - не часто нас, авторов, балуют таким вниманием!))
И огромное спасибо за столь тактичный, но супертехничный разбор! Как ВЫ правильно отметили - пишу, как дышу! Все замечания ценны и важны, все учту. С благодарностью,Л.
11.10.14 20:17 Ответить  
Лидия, Вам спасибо за стихи.
11.10.14 21:13
Хороший обзор! Действительно разбор техники стиха, но не сухой, не режуще-колющий, а какой-то мягкий, тонкий, душевный, интеллигентный, я бы сказала,- чтобы не обидеть автора и в тоже время дать ему понять, что можно было бы и еще поработать... Если бы всегда все судьи были так милосердны к авторам!...
11.10.14 15:13 Ответить  
Лена, спасибо!
Вот хорошо бы было, чтоб кто-то пожелал и авторам быть помилосердней к членам жюри:))))
11.10.14 16:01
ТАК кому: Рослов П.
))) Да, авторы - они, как дети... Жестоки от незнания.
11.10.14 16:21
Борисова Елена кому: Рослов П.
А для этого надо авторам хоть разок побыть в шкуре судьи...

Вообще, надо просто всем быть добрее и воспитаннее. На ошибки и недоработки ведь тоже можно по-разному указать. После замечания одного забрасываешь сочинительство , а после иного - наоборот, сделаешь поправку, увидишь, что стих заиграл, и захочется творить и дерзать. Видимо, человек своей доброй энергетикой поделился, а не яд вылил..
12.10.14 08:44
ТАК кому: Борисова Елена
Елена, из своего опыта судейства и администрирования я вынесла один простой вывод: как ты ни суди, как ни говори, по-доброму или жестко, хоть даже молчи, ибо иной раз даже и сказать-то... нечего - все равно будет, как у родителей с детьми. Дети всегда найдут, в чем упрекнуть родителей ) Это аксиома, даже не теорема. Просто у кого-то хватает ума адекватно относиться к себе и другим, а кто-то обижается, если его имя просто всуе упомянули. Но тут ничего не поделаешь - творческий народ, он не всегда адекватен )))
12.10.14 13:24
Павел, спасибо, замечательный обзор - ну просто нет слов )
11.10.14 14:18 Ответить  
Спасибо, Татьяна!
Я тоже, похоже, весь свой запас слов израсходовал:))))
11.10.14 16:03
ТАК кому: Рослов П.
Позвольте мне прикинуться Станиславским и изречь - "Не верю!" )))
11.10.14 16:19
Павел, прекрасный обзор! По технической составляющей и её влиянию на восприятие читателя буквально нечего добавить. Правда пока общее впечатление от конкурсных работ лично у меня более мрачное. :)
11.10.14 12:08 Ответить  
пшеничный кому: Колонов С.
Т.е. Вы говорите о судейской предвзятости?
11.10.14 19:23
Колонов С. кому: пшеничный
Упаси Боже. Просто класс есть класс.
11.10.14 19:40
пшеничный кому: Колонов С.
Одно из главных моих ожиданий от каждого конкурса - обнаружить самобытного "нераскрученного" автора. Так же сильные ощущения испытываешь, когда знакомый автор в процессе конкурса очевидно выходит на новый для себя уровень, входит в новый для себя поэтический пласт, и за это ему воздаётся. Когда этого не случается, всегда остаётся некоторое ощущение разочарования.
Но в данном случае, Вы правы, мы действительно только в начале пути и обобщать ещё рано. :)
11.10.14 21:52
Колонов С. кому: пшеничный
Уже порядка 70 заявок. Насчет 100 будем делать ставки?
15.10.14 10:51
Будем, учитывая, что каждый автор заявляет по нескольку стихов. А вообще активность авторов упала. Когда я начинал проводить конкурсы 130-150 авторов (а не произведений) в поэзии и 100 - в прозе - были нормой.
15.10.14 13:39
Имя:

Почтовый адрес:

Комментарий: [Текст] - жирный; {Текст} - курсив; (/«Текст»/) - цитата
Выделите текст и нажмите соответствующую кнопку

Введите код с картинки: