Журнал «Начало пути»
Номер 1. Июнь 2007
Литобъединение:
Редактор:
Жанр:
Просмотров: 203
Оценка: 5.50 (2)
Комментарии 0 (0)
Все работы в zip

Выставить оценку номеру:
Марыкова
"Обреченная любить"

Я открыла для себя мир Стефана Цвейга на первом курсе университета. Будучи филологом, я читала много - по необходимости и мало - в удовольствие. Поток информации, страницы, слова, буквы мелькали, в большинстве случаев не задерживаясь ни в памяти, ни в сердце. Новеллу "Письмо незнакомки" мне посоветовал прочитать мужчина - не преподаватель словесности, а совершенно далекий от филологии случайный знакомый. Он был старше меня лет на десять, и, естественно, его взгляды на мир, отношения, чувства и ценности серьезно отличались от моих. Я по какому-то наитию, влекомая его признанием - "этот рассказ выдавил из меня скупую мужскую слезу" - раскрыла старый, неизвестно кем купленный томик, пылившийся на полке среди многообразной книжной братии с незапамятных времен, и зачиталась...
Не отрываясь и практически не дыша, боясь спугнуть то состояние благоговейного трепета, что снизошло на меня с первой же страницы, я прочла новеллу, быть может, и не за четверть часа, как тот, кому было адресовано письмо незнакомки, да я и вовсе не заметила, сколько времени прошло с тех пор, как я погрузилась в мир прозы Стефана Цвейга.
Казалось бы, просто грустная история, каких сотни и тысячи совершаются в нашем самом странном из миров. Вроде бы простые слова, проза, не изобилующая ни яркими образами, ни стилистическими приемами. А иначе, как шедевр, не скажешь.
Этот текст я читала не как филолог, хотя не могла не заметить стройной, до мелочей продуманной автором композиции, части которой разделены самым трагичным для женщины признанием: "Мой ребенок вчера умер". Это лейтмотив прощальной песни незнакомки, который, начавшись печальным пиано, через постепенное нагнетание ("Мой ребенок вчера умер, это был и твой ребенок") завершается крещендо, обрываясь на безумно высокой ноте: "Мой ребенок умер, наш ребенок, теперь мне некого любить на всем свете, кроме тебя..."
Я читала этот рассказ как женщина. Еще почти ребенок (первокурсница - какой прелестный возраст!) в девочке-подростке, без памяти влюбившейся, боготворящей мужчину своей мечты, еще только пробуждающейся для любви, я узнавала себя, свои мечты и грезы. Вместе с незнакомкой я стояла под дверью квартиры дорогого человека, прислушивалась к звуку его шагов, ловила его взгляд, пыталась изучить его привычки и вкусы. Переживала и уходила в себя, закрываясь от всего мира, предпочитая оставаться наедине со своими чувствами, со своим идеалом.
Меня потрясло то упорство, с которым героиня Цвейга шла к своей цели - соединиться с любимым - и та жертвенность - "пройти хотя бы раз по краешку ЕГО судьбы". Может быть, именно тогда я поверила, что любая цель достижима, если ты действительно стремишься к ее воплощению.
Я перечитывала новеллу еще не раз, в другие периоды своей жизни, повзрослев и открыв для себя многообразный мир взаимоотношений мужчины и женщины. И уже иные эпизоды переживались мною остро и глубоко.
В каком бы возрасте женщина ни открыла эту новеллу, она, несомненно, найдет какие-то переживания близкими себе.
Меня поразило то, что ЭТО (!) написал мужчина. Как он смог так прочувствовать переживания женщины? Откуда он знает, что мы, прелестные создания, ощущаем, влюбляясь и отдавая свою жизнь мужчине?
Еще раз, гораздо позже я испытала подобное удивление, когда читала "Священную книгу оборотня" В.Пелевина. А еще говорят, что мужчины - бесчувственные чурбаны и им никогда (никогда?!) не понять тонкую душевную организацию женщины. Ведь могут, могут...
Несомненно, С.Цвейг - великий психолог. Такое чувство, что ему, как герою фильма "Чего хотят женщины", посчастливилось воплотиться в женское тело и прожить историю одной из представительниц прекрасного пола, настолько он ощущает женское начало, природу женщины, ее переживания, ее сущность.
Трогательный образ девочки в залатанном переднике, не смеющей поднять глаза на предмет своего обожания, живущей в своем мирке, где есть только ОН. Сколько девочек испытывали подобное, впервые влюбляясь?
Романтичная девушка, стоящая под окнами любимого мужчины, чей мир пронизан грезами и похож на замок из песка, крепостные стены которого рушатся под ногами невнимательного и сосредоточенного только на себе случайного прохожего...
Прекрасная Дама, окутанная ореолом тайны, но в отсутствии верного рыцаря...
Женщина, глубоко любящая, готовая забыть себя и свою жизнь ради единственного, и пусть ее тело отдается другим, но душа и сердце отдано только ЕМУ... ("То воля неба! Я - твоя!")
Мать, готовая ради счастья ребенка на все - тут и добавить нечего...
В образе незнакомки - отголоски многих судеб.
Узнаваемо. Тонко. Точно. Жизненно.
Потрясающий монолог, написанный без сентиментальности и слезливости, без надрывности, без единого упрека в сторону того, кто так и не узнал незнакомку, не сорвал вуаль с ее прекрасного лица, не разгадал ее великой любви.
Вряд ли новелла о чудесном, трепетном и бесконечно одиноком женском сердце, бескорыстно и навсегда отданном любви, может оставить кого-то равнодушным...
"Он вздрогнул; ему почудилось, что внезапно распахнулась невидимая дверь и холодный ветер из другого мира ворвался в его тихую комнату. Он ощутил дыхание смерти и дыхание бессмертной любви; что-то раскрылось в его душе, и он подумал об ушедшей жизни, как о бесплотном видении, как о далекой страстной музыке".
Произведения: