Девиков Е. И.
Категория: Иллюстрации
Жанр: История
Опубликована: 26.04.05 01:12
Оценка: 9.00 (1)
Лучшее дня: 1
Просмотров: 1346
Комментарии: 0 (0)

Ян Вненк -- скульптор и дельтопланерист XIX столетия

Польский историк профессор Тадеуш Северин отыскал в тридцатых годах прошлого века имя того легендарного крестьянина, который, по слухам, прыгал с колокольни и летал над деревней. В подтверждение этому он нашел старика Жолондзя, зятя первобытного сельского лётчика, помнившего конструкцию крыльев , изготовленных тестем -- плотником Яном Вненком.
1
Ян Вненк (1829-1869), плотник и скульптор при костёле в селе Одпорышов, создавший в приходе украшенную скульптурными группами и часовенками "Дорогу Христа на Голгофу". Историк Северин полагает, что фотография запечатлела скульптурный автопортрет Вненка.
2
Вненк, работавший над библейскими сюжетами более четверти века, создал без малого пятьсот скульптур, горельефов и барельефов для "Крестовой дороги", и одному молодому персонажу придал внешность, какой обладал сам, будучи молодым. Таким образом, он запечатлел себя вторично, но в возрасте подмастерья.
3
Колокольня Одпорышевского костёла, с высоты которой производил свои полёты Ян Вненк при молчаливом согласии приходского ксёндза Моргенштерна.
4
5
Карта осуществлённых Вненком полётов, составленная исследователями Минорским и Шмидтом. Магистр Марчин Шмидт, метеоролог, изучил на местности восходящие потоки воздуха и объяснил особености направлений, выбранных Вненком для полётов, и причины, влиявшие на их дальность.
6
Среди скульптур, выполненных Яном Вненком, обращает на себя внимание ангел, отталкивающийся от скалы перед полётом. Идея полёта увлекала сельского плотника так властно, что он не смог обойти её даже в работе, на которую подрядил его ксёндз Станислав Моргенштерн.
7
8
9
Бог Саваоф одна из лучших художественно выполненных фигур в грандиозном скульптурном комплексе приходской Крестовой дороги , созданной плотником Яном Вненком под наблюдением ксёндза Станислава Моргенштерна. Признание церковью таланта сельского скульптора снижало разящую силу стенного намёка на сатанинские крылья летающего плотника.
10
Великолепна галерея женских образов в скульптурном творчестве Яна Вненка. Когда смотришь на эти произведения, выборочно сохранённые этнографическим музеем Кракова, невольно забываешь о том, что перед тобой всего лишь образы, навеянные художнику легендами святого писания. Каждая фигура, вырезанная Вненком из дерева, портретна, словно изваяна в студии по живой модели.
11
Женщины Вненка не похожи одна на другую ни лицом, ни одеждой, ни жестом. У каждой своё переживание, своя поза, свой взгляд, исполненный живой мысли и чувства.
12