Светлана Лобова
Категория: Альбомы
Жанр: История
Опубликована: 11.05.19 19:48
Просмотров: 985
Комментарии: 0 (0)

Прогулка по ВДНХ, макет Москвы, фонтаны ВДНХ

Архитектурный макет Москвы — уникальный экспонат для москвичей и гостей столицы. На площади 369 квадратных метров в масштабе 1:400 представлена центральная часть города: 19 843 здания внутри Садового кольца и частично за его пределами. На текущий момент фрагмент макета имеет границы: на северо-востоке — площадь Трех Вокзалов, на востоке — завод «Серп и молот», на юго-западе — Дворец молодежи, на западе — Белорусский вокзал. Павильон «Макет Москвы» расположен на Сиреневой аллее ВДНХ. https://vdnh.ru/events/vystavki/arkhitekturnyy-maket-moskvy/
1
Интерактивный макет Москвы теперь представлен на ВДНХ в новом, специально построенном павильоне МОСГРАДЭКСПО. Макет демонстрируется на выставке градостроительного комплекса столицы. Сегодня площадь макета увеличилась до 368 квадратных метров (ранее 121 кв. метр), здесь представлена модель города в рамках (примерно) Третьего транспортного кольца.
2
Перед посетителями как на ладони весь исторический центр: Московский Кремль и Красная площадь (Александровский сад, собор Василия Блаженного, Исторический музей и ГУМ), а также храм Христа Спасителя и Дом на набережной. Главная отличительная особенность макета столицы — поразительная детализация зданий и максимально точное воссоздание ландшафтного рельефа.
3
Элементы макета оснащены светодиодными источниками света и объединены в единую интеллектуальную систему подсветки. На макете можно настроить как разное время суток, так и подсветить объекты, объединенные единым признаком, — Садовое и Бульварное кольца, уникальные парки и набережные, образовательные учреждения, спортивные сооружения и другие. Добиться еще большей выразительности макету позволяет миниатюрная архитектурная подсветка, которая использована в оформлении выходов из метро, храмовых комплексов, мостов и таких знаковых сооружений, как Московский Кремль.
4
В зале макета установлена интерактивная полноцветная система освещения макета, которая способна воссоздавать естественное: дневное или ночное — освещение города с возможностью имитации движения солнца, облаков и прочих природных явлений, а также спецэффекты для более выигрышной демонстрации макета.
5
Система позволяет создавать тематические светотехнические шоу. Сегодня посетители павильона могут увидеть шоу «Мегаполис Москва», «Времена года», «Архитектурные стили Москвы», ко Дню города подготовлено новое шоу — «История Москвы».
6
Павильон Московского градостроительного комплекса, внутри которого и находится самый большой Макет Москвы, расположен недалеко от центральной зоны ВДНХ на Сиреневой аллее.
Чтобы сюда добраться от главного входа ВДНХ, проще всего идти прямо до павильона 59 (слева при этом будет знаменитый фонтан «Каменный цветок»). Перед этим павильоном нужно повернуть направо и пройти ещё около 200 метров. Общее расстояние от арки главного входа при таком маршруте составит около 1300 метров.
7
После завершения работы над макетом Москвы он будет претендовать на внесение в Книгу рекордов Гиннеса.

Для сравнения: макет Нью-Йорка занимает площадь 867,3 кв. м, Шанхая - 604 кв. м.
8
Макет любопытен своей реалистичностью: в положенное время со Спасской башни бьют куранты, на зданиях с точностью воссозданы барельефы и панно. Все модели зданий размещены на реальной городской подоснове: каждая возвышенность или низина на территории города на 100% отображается на макете.
9
Команда специалистов – 60 художников, архитекторов, графиков, макетчиков выполняет весь процесс от подготовки чертежей зданий, создания рельефа местности, вырезания пластиковых макетов, окрашивания домов до подключения каждого здания на макете к подсветке и внесению в компьютерную базу данных.
10
Вначале бригада архитекторов выполняет обмерные работы, уточняет пропорции и размеры зданий. Готовые чертежи передаются макетчикам, которые обрабатывают их в специальных компьютерных программах. В результате файлы чертежа запускаются на гравировально-фрезерный станок, который вырезает элементы будущего макета: сначала корпус здания с оконными проемами и отдельно детали фасада (карнизы, наличники, лепнина, пилястры и т.д.).

11
12
13
14
Цветущая сирень на Сиреневой аллее ВДНХ
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Автором павильона «Украинская ССР», возведенного к открытию ВСХВ 1954 года, стал А.А. Таций при участии В.И. Чуприной и Г.В. Шлаканева. Проект создавался в соответствии с указаниями Н.С. Хрущева и Министерства сельского хозяйства Украинской ССР. Главный архитектор послевоенного ансамбля Выставки профессор А.Ф. Жуков в своей книге «Архитектура ВСХВ» (1955) так описал результат этого совместного творчества: «Павильон Украинской ССР стоит, сверкая золотом своего купола и статуй, по оси Главного павильона на другой стороне площади Колхозов. Это крупнейший республиканский павильон, его объем — 24 000 куб. м, общая площадь 4 залов — 1600 кв. м. Основной объем здания имеет высоту 15,5 м, высота здания с куполом — 26 м, а высота со шпилем — 42 м.
24
Фонтан «Каменный цветок» — второй по значению фонтан ВДНХ после «Дружбы народов». Основная идея, вложенная в художественный облик фонтана, — изобилие, которое выражено в богатом скульптурном оформлении. По замыслу авторов — архитектора К.Т. Топуридзе и скульптора П.И. Добрынина, первоначально центральная чаша фонтана должна была быть увенчана композицией «Золотой сноп» в окружении 16 аллегорических фигур, персонифицирующих союзные республики. В 1951 году было решено эту пышную композицию положить в основу фонтана «Дружба народов», расположенного ближе к Главному павильону. А для уже фактически построенного фонтана придумать новое, более спокойное оформление.
25
Такое решение осложнило строительство, так как в 1951 году гидравлика, разработанная инженерами Б.А. Новиковым, А.С. Веткиным и Л.Л. Кеслером, и сам золоченый сноп были уже установлены. Их пришлось демонтировать и искать новое художественное решение, которое бы технологически и композиционно заполнило оставшуюся пустоту. Авторы справились с этим блестяще.
26
Центральная композиция фонтана решена в виде распускающегося цветка, который создан из больших бетонных плит, облицованных многоцветной смальтой. Остальные части были облицованы мелким красным гранитом. Своей ступенчатой композицией и игрой струй фонтан определенно напоминает версальскую «Латону», созданную в 1670 году.
27
Вдохновленный произведениями искусства уральских мастеров и вышедшим в 1946 году фильмом «Каменный цветок» по мотивам произведений П.П. Бажова, фонтан «Каменный цветок» — выдающийся пример советского мозаичного искусства. Главный архитектор ВДНХ А.Ф. Жуков отмечал:

Его «фантастический цветок, вырастающий из кристаллов и самоцветов, гармонично сочетается с окружающими его великолепными павильонами. Фонтан разбрасывает множество водяных струй; в бассейне «плещутся» бронзовые и чугунные рыбы и птицы. Своеобразный «сценарий» фонтанов фееричен.
28
Не менее великолепно и оформление бассейна фонтана. Шестнадцать гранитных столов с пышными скульптурными яствами, по замыслу авторов, должны были представлять фруктово-овощное изобилие всех 16 республик СССР. Но в процессе создания фонтана были осуществлены лишь три композиции, «размноженные» на всех остальных постаментах.

В вечернее время «Каменный цветок» преображался. Его дивные многоцветные узоры окрашивались в разные цвета. Эти оттенки радужных цветов вместе с плавно меняющимися водными струями образовывали удивительную картину.
29
Тюльпаны на главной аллее ВДНХ
30
Павильон «Казахстан» построили на ВДНХ в 1937 году по проекту архитектора Владимира Костенко. В 60-х годах многие декоративные элементы интерьера и фасада, включая оригинальные скульптуры Джабаеву и Берсиеву, были утрачены.
Павильону № 11 «Казахстан» на ВДНХ вернули советские памятники казахскому певцу и поэту Джамбуле Джабаеву и просоводу Шыганаку Берсиеву.

Скульптуры высотой 3,5 метра воссоздали по сохранившимся архивным фотографиям. Их разместили на историческом месте — у подножия главного фасада здания, выполненного в виде трехпролетной арки.


31
Павильон Узбекской ССР (Культура) на ВДНХ
Павильон был построен в 1951—1954 годах по проекту архитектора Стефана Полупанова в стиле сталинского ампира с мотивами узбекского национального зодчества. Его возвели на месте разобранного к тому моменту довоенного павильона Узбекской ССР, построенного тем же архитектором в 1939 году. Здание белого цвета, в плане представляет собой букву П и обращено двором к парадному входу. Боковые фасады украшены колоннадами и лепниной с мотивами традиционного узбекского декоративно-прикладного искусства, объединённого с советской символикой, а также растительными орнаментами, имитирующими хлопок.
32
Фонтан «Дружба народов»
Создан в 1954 году. Архитектор — К.Т. Топуридзе, инженер — В.И. Клявина, скульпторы — З.В. Баженова, А.И. Тенета, И.М. Чайков, З.В. Рылеева, В.П. Гаврилов.
«Дружба народов» всем своим видом напоминает нам известнейшие образцы фонтанного искусства XVII–XVIII веков. Ступенчатая, овальная в плане чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в огромный сноп. Окружают его 16 золоченых бронзовых девушек, персонифицирующих входившие на тот момент в СССР 16 союзных республик.
33
Константин Топуридзе, как тонкий знаток и интерпретатор классического наследия, создавая «Дружбу народов», явно ориентировался на шедевры петровской эпохи, облик фонтана очень похож на петергофские прототипы вплоть до воспроизведения отдельных элементов — дельфинов.
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Мало кто знает, что под домом дружбы народов на ВВЦ находится бункер, сохранившийся с советских времен. Вместимость его составляет 300 человек; в состоянии готовности он содержит все необходимое для проживания в течение около двух суток. За все время существования бункера им ни разу не приходилось воспользоваться по назначению. На поверхность из бункера ведет подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, установленной перед павильоном. Собственно, именно по этой причине скульптуру до сих пор не удалили.
43
44
45
Центральная аллея ВДНХ
46
47
Скульптуры фонтана Дружба народов : грузинка и узбечка
Есть мнения, что прототипом фонтана послужил и «Гурьевский сервиз» Степана Пименова 1809–1816 годов — его фарфоровые скульптуры напоминали античных богинь с национальными чертами в одежде и атрибутах, как и персонажи работавшего в те же годы Алексея Венецианова. В отличие от современников-академистов, художник искал свой идеал женской красоты среди крестьянок. На фоне реалистичного русского пейзажа его полуфантастические персонажи — античные богини в национальной праздничной одежде — боронят землю, а после отдыхают в тени деревьев в позах красавиц Тициана.
48
Скульптуры фонтана Дружба народов :
латышка и литовка
49
Скульптуры фонтана Дружба народов :
латышка, литовка и грузинка
Скульпторам фонтана-хоровода позировали представительницы этих республик. Известны имена только трех натурщиц: эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — грузинка Родам Амирэджиби.
50
Скульптуры фонтана Дружба народов :
украинка и русская
Девушка-Россия смотрит на Главный павильон и держит в руках сноп пшеницы, рядом с ней славянские сестры — Украина (девушка в венке) и Белоруссия (девушка в косынке, в руке держит ветку с яблоком). Расположение шестнадцати фигур не случайно, поскольку они стоят попарно, что соотносится с порядком лент в гербе СССР — от окаймляющих девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Украины, России и так далее