Мась
Категория: Фотогалереи
Жанр: История
Опубликована: 29.01.14 19:11
Оценка: 10.00 (4)
Лучшее дня: 2
Просмотров: 1406
Комментарии: 1 (1)

Первая Звезда

1
27 сентября 1875 в Париже родилась Клеопатра Диана де Мерод. Мать - Сесилия фон Мерод, по некоторым источникам - австрийская баронесса (Vincenzia Maria Cäcilia Katharina von Merode, 1850-1899). Отец неизвестен.
С семи лет Клео занималась в балетной школе Национальной Академии Музыки при Парижской Опере ("Балетная школа учит дисциплине, гармонии тела и культуре жестов."). Не обладая выдающимися способностями, тем не менее, уже в одиннадцать лет появилась на сцене (в опере Россини "Вильгельм Телль"). Приобрела популярность, еще выступая в кордебалете. В 1894 году имя де Мерод впервые появляется на афишах. Годом позже Клео получает статус солистки (sujet) балета Парижской Оперы.
2
В 1890 году Клео подружилась с Рейнальдо Аном - талантливым композитором, завсегдатаем светских салонов, который посвятил ей несколько пьес и познакомил со своим другом Марселем Прустом. По отзывам современников, Клео прекрасно играла на фортепиано и превосходно разбиралась в музыке. Кроме того, она каталась на велосипеде, отдыхала на популярных морских курортах и, разумеется, круглый год гуляла в Булонском Лесу.
Британский поэт Артур Саймонс писал в своем эссе про летний отдых в Дьепе: "Здесь можно в любой день встретить красивых, шикарно одетых женщин, князей, поэтов, художников и Клео де Мерод."
3
"Мадмуазель де Мерод - восхитительная, очаровательная балерина Парижской Оперы. Тонкий, чувственный профиль, нежный, ласкающий взгляд, идеальные пропорции тела, изумительная пластика - все это в сочетании с искусной хореографией обеспечило заслуженный успех маленькой маркизы, которая столь кокетлива и грациозна в представлении "Танцуя Гавот".
(REVUE DU CERCLE MILITAIRE, 1894)

Аккомпанировал юной балерине сам автор - известный композитор Гастон Лемер ("Гавот" можно найти на Youtube), а хореографом выступил главный балетмейстер Оперы мсье Плюк.
После "Гавота" Клео добавила в свой репертуар паван, менуэт и сарабанду, а балет Оперы летом того же года представил публике целый концерт старинных танцев при участии обеих прим - Маури и Сюбра. На одной из фотографий с концерта Клео танцевала паван с Хансеном - директором балета Парижской Оперы.
4
Осенью 1895-го года в желтой прессе гулял слух о ее романе с бельгийским монархом Леопольдом II. Клео и ее матери Сенси пришлось понервничать, но оно того стоило - в 1895 году популярность Клео де Мерод выплеснулась за пределы Франции.
"l'Eclair" предложил своим читателям выбрать самую красивую из 130 актрис на Парижской сцене. Для многих результат оказался неожиданным:
1. Mllе CLEO DE MERODE, du corps de Ballet de l'Opéra...3076
2. Mlle SYBIL SANDERSON, de l'Opéra.....................2295
3. Mlle WANDA DE BONCZA, de l'Odéon.....................1884
"Le Galois" отреагировал на это событие забавным фельетоном, в котором предлагал объявить Клео Первую императрицей Франции и немедленно приступить к чеканке монет с ее профилем, предрекая всеобщее благоденствие.
5
Она не ищет скандала, скандалы сами ее находят." (Монторгей, "Современные парижане")
Новый скандал случился весной 1896-го. В "Салоне" была выставлена скульптура, для которой позировала Клео.
"Вопрос Клео де Мерод" занимает умы не меньше, чем "Восточный вопрос... Проходят, шепчутся перед "Танцовщицей" Фальгера, у которой ничего не прикрыто, кроме ушек и на которой ничего, кроме ободка на голове. Произносят имя модели - знаменитой балерины из Оперы. Ее лицо. "Голая, совершенно голая... О! Как это возможно? Она позировала голой!" (Монторгей)
Клео написала редактору "Ле Галуа": "Не будете ли вы столь любезны сообщить читателям "Le Gaulois", что я не позировала для статуи мсье Фальгера 'в целом', как все начинают думать, видя, что у статуи мое лицо. Буду вам бесконечно благодарна."
"Фальгер выставил в салоне бюст Клео де Мерод... зачем-то приделав к нему туловище и ноги." - ехидно проинформировала своих читателей "Фигаро".
6
Летом 1896-го Клео исполнила главную партию в балете Луи Гана "Фрина" (либретто - Огюст Жермен). Премьера состоялась в Муниципальном Казино курортного городка Руайан. Парижская Опера делегировала исполнителей главных ролей: Клео де Мерод (Фрина), Эмма Сандрини (Пракситель) и хореографа - мадемуазель Стишель. Дирижировал оркестром автор - Луи Ган.
Согласно легенде, защищающий Фрину перед "ареопагом" Гиперид сорвал с Фрины одежду. Пораженные ее красотой судьи оправдали прекрасную куртизанку. Клео не обнажалась полностью, но зрители могли оценить ее фигурку в тонком трико телесного цвета.
"Она разделась? И что? В одежде она прекрасна, без одежды - сама Красота." (Монторгей)
Осенью Клео вернулась в Париж, вместе с Замбелли танцевала в мини-балете "Два сапога - пара", выступала со старинными танцами в театре "Табарин".
7
"... Кулисы Оперы. Ах! Кулисы Оперы... Манящие и прекрасные как мусульманский рай! И мелкий лавочник, терпеливо откладывая экю к экю, су к су, чтобы создать видимость достатка, уже не считает бесспорным: "Увидеть Неаполь - и умереть!" O, нет! В тот день, когда он проникнет в знаменитое закулисье, его амбиции будут удовлетворены раз и навсегда. Чтобы поверить в свою принадлежность к числу избранных достаточно: "Увидеть Клео де Мерод и умереть!"
(L'Impartial Оranais, 1896)

Очаровательная, восхитительная, прелестная, милая, невероятно красивая, прекрасная, пленительная, грациозная, божественная - французские журналисты не жалели эпитетов, описывая Клео. И только один колумнист Фигаро (англичанин) написал: "Она слишком занята собой и не замечает никого вокруг. Ее суждения легковесны и банальны. Она была бы никому не интересна, если бы не ее красота."
8
В 1897-м году Клео увидела фотографии яванских танцоров. В то время в Париже экзотика была в моде, танцоры из Азии повсюду танцевали на улицах. Клео понравились фотографии, понравилась пластика. Она пошла с этими снимками к хореографу и они придумали "небольшую интермедию".
На гастролях в Санкт-Петербурге (1898) году Клео выступала с экзотическими танцами, которые вошли в ее репертуар наряду с классическими балетными номерами, пантомимой и старинными танцами.
"Народные танцы" Клео не стоит называть фейком. Было бы странно, если бы столь искушенная балерина танцевала настоящие сиамские (например) танцы с их статическими позами, неторопливыми, вычурными движениями. Клео придумала свой стиль: симбиоз национального танца и балета.
Позже, в начале XX века она выступала с русским, немецким, неаполитанским, испанским, нормандским, голландским и другими "национальными" танцами. Наверно, они имели мало общего с оригиналами - но разве это так важно? Кто откажется посмотреть на красивую женщину в красивых костюмах, стройную, гибкую, изящную, женственную, обаятельную... К тому же, она танцует!
9
"Клео де Мерод, прима Парижской Оперы, предмет восхищения парижской публики, востребованная модель скульпторов, протеже самого Короля - уже здесь. Вчера утром она сошла с парохода "Шпрее" в сопровождении своей мамы, Мориса Форбе - менеджера Фоли-Бержер и своего постоянного представителя, одной служанки, девяти чемоданов и собаки."(NY Times 14.09.1897)

"Настоящее имя танцовщицы, как известно, Гортензия Жерве и родилась она в простой парижской семье." (NY Times 14.09.1897)

В биографии Клео случились удивительные поездки: в Санкт-Петербург (столицу мирового балета), в знойный Милан (с лучшей в мире балетной школой), в чопорный Лондон с его непростой публикой. Но самым эпичным, несомненно, был вояж в США. Гарвел в своей книге собрал столько забавных цитат из американской прессы, что хватит на целый выпуск юмористического журнала. Особенно порадовала газета, объявившая о приезде Клео де Мерод спустя неделю после ее отъезда из Америки.
10
"...Нью-Йоркская публика была раздосадована и разочарована, а Клео де Мерод со своей матерью удалились в скромные апартаменты, поражаясь причудам американцев. Что же они - эти американцы - ожидали увидеть? Очевидно, что Клео и ее мать - недавно из дикого Парижа - понятия не имели о вкусах завсегдатаев мюзик-холлов.
Но худшее было впереди. Просочился слух, что Клео даже не фаворитка распутного бельгийского короля, а всего лишь хорошая, маленькая девочка, живущая с мамой, которая всеми силами старалась уберечь непорочную дочь от соблазнов света - и в том преуспела.
По истечению срока контракта с нью-йоркским менеджером (можно с уверенностью сказать, что убытки будут огромными), Клео де Мерод вернется в Париж, а наши менеджеры впредь дважды подумают, прежде чем пригласить очередную Клео выступить перед нью-йоркской публикой.
(Los Angeles Herald, 14 October 1897)
11
Безумная и дорогостоящая постановка "Фауста" в Нью Йорке блестяще провалилась. Акробаты-эксцентрики и исполнительницы фривольных песенок из первого отделения шоу сорвали куда больше аплодисментов, чем парижская балерина. Пожалуй, Клео немного поторопилась с гастролями. Классический балет появился в США только в середине 1930-х. Как бы то ни было, американцы увидели Клео де Мерод, а разочарованая Клео неплохо заработала.
Вернувшись из Штатов, она уже в декабре снова вышла на сцену - в балете Поля Видаля (будущий музыкальный директор "Опера-Комик") "Два сапога пара", поставленном Жозефом Хансеном (музыкальный директор и главный балетмейстер "Оперы"). Если бы Клео была столь безнадежна в плане балетного мастерства, как писали американские газеты - сомневаюсь, что ее пригласили в пару к блистательной Замбелли, чей уровень никогда не подвергался сомнению. А в 1898-м, снова с Замбелли, она танцевала в балете Гайярда и Хансена "Снежная Королева".
12
В 1899-м умерла Винченца фон Мерод. 24 года "балетная мамаша" всюду следовала за своей дочерью, жила ее жизнью. История знает массу случаев, когда избавившись от жесткой родительской опеки, даже в более позднем возрасте, дети стремятся наверстать упущенное. С Клео де Мерод ничего подобного не случилось.
Она окончательно расстается с театром Парижской Оперы. В 1899-м Клео не появлялась на Парижской сцене, за единственным исключением - спектакль в драматическом театре Сары Бернар. Зато следующий 1900-й год приносит ей первый настоящий триумф.
13
В 1900 году в Париже проходила очереденая Всемирная Выставка. Неподалеку от Эйфелевой башни был открыт Индокитайский Театр, звездой которого стала Клео де Мерод со своим "Камбоджийским танцем". Ее выступление увидели тысячи парижан и иностанцев. На переломе столетий печать ее фотоизображений достигает своего пика, фотографии Клео разлетаются от Москвы до Буэнос-Айреса.

- Как только на меня обратили внимание критики, и хроникеры начали обо мне писать чуть ли не ежедневно, посыпались предложения от лучших парижских фотографов: Бенк, Огэ, Ройтлингер, Мануэль... Я стала часто заглядывать в фотостудии - и началось что-то невообразимое: подобно неосторожному ученику волшебника я открыла шлюзы, которые невозможно закрыть.
(Клео де Мерод, "Балет моей жизни")
14
- Не отягощенные совестью ремесленники копировали лучшие снимки и печатали бессчетное количество карточек. Эти карточки циркулировали повсеместно - за несколько пенсов кто угодно мог приобрести "портрет Клео".
В конце века тиражирование моих изображений разрослось до невероятных пропорций. В витринах мои фотографии сосдствовали с портретами Эдуарда VII и Вильгельма II.
Первое, что я замечала, приезжая в крупнейшие города мира, были стойки в газетных киосках и книжных магазинах на железнодорожных станциях, заполненные открытками с моими портретами. Стоило немного пройтись по улице, девушки тут же бросались покупать эти карточки - и бежали за мной, умоляя об автографе. Чтобы избавиться от этого наваждения, приходилось прятаться в гостиничном номере.
(Клео де Мерод, "Балет моей жизни")
15
После триумфального 1900-го на какое-то время Клео пропадает со страниц парижских газет. В начале 1901-м она выступает в Вене. По возвращению в Париж получает небольшую роль в комедии на сцене Театра Капуцинов. А далее следует новый поворот в судьбе знаменитой красавицы: Эдуард Маршан приглашает ее в театр-варьете "Фоли-Бержер". С одной стороны, неслыханное дело - звезда балета в мюзик-холле! К тому же - за спиной Клео печальный опыт выступления в "Костер энд Биал". С другой стороны - Фоли-Бержер по сборам давно переплюнул застрявшую в прошлом Оперу. И гонорары там платят совсем другие.
В одном из блогов мелькнула забавная фраза: "А когда она перешла в кабаре, выяснилось, что ей вообще нечего скрывать." Уважаемый блоггер, видимо, решил, что в Фоли-Бержер Клео танцевала канкан.
16
Балерина была немало озадачена предложением Маршана. Первое, что ей пришло в голову - он хочет, чтобы она исполнила пару экзотических танцев. Но она недооценила известного менеджера. Ради того, чтобы заманить ее в свой театр, Маршан включил в репертуар Фоли-Бержер "Лоренцу" - свеже-написанную ради такого случая Дарзеном и Альфаном балет-пантомиму в трех актах, которую поставила некогда знаменитая танцовщица, а позже великолепный хореограф мадам Марикита. Клео предназначалась главная партия - роль Лоренцы Медичи.
Постановка была успешной, "Лоренца" продержалась на сцене больше года. К сожалению, тяжелая болезнь Маршана положила конец их сотрудничеству. В 1902 году Эдуард Маршан вынужден оставить театр-варьете. Вскоре его покинули и Клео, и Марикита, которую она очень высоко ценила.
17
"По известиям из Брюсселя король Леопольд II намеревается отречься от престола и вступить в морганатический брак с парижской балериной Клео-де-Мерод." ("Русский Листок", 15(02) ноября 1902 года)
Эхо скандала наконец докатилось до России, в то время как Клео, покинув Фоли-Бержер снова отправилась на гастроли - выступала в Лондоне, в "Альгамбре". В России ее не смущали параллельные гастроли Лианы де Пужи, в Англии она пересеклась с Айседорой Дункан. В 1903-м она в Германии (огромный успех), в 1904-м отметилась туром по Скандинавии - газеты писали, что в Стокгольме толпы поклонников не давали пройти в гостинницу, а вернувшись в Париж, она получила более 3000 любовных посланий.
В 1904 году в "Олимпии" ставят "Фрину" с Клео де Мерод. На сцене как сама Клео, так и скандальная "Танцовщица" Фальгера. Зрители имеют возможность сравнить.
18
В 1904-м парижские зрители впервые увидели "Танагру" - сплав балета, пантомимы и драмы в исполнении Клео де Мерод и Поля Франка - по-совместительству автора стихов (пятнадцать лет спустя он возглавил один из Парижских театров). Музыку написал Эдуард Мале. "Танагра" прожила долгую жизнь. В 1905-м ее увидели в Турине, в 1906-м в Москве, в 1907-м в Будапеште. Кроме того, парижские газеты сообщали об успешных гастролях Клео в Германии (1905, турне по крупным немецким городам), Неаполе и Мадриде (1906).
В 1906-м происходит еще одно знаменательное событие - Клео впервые появляется на сцене парижского театра "Опера-Комик" ("Зал Фавар") в одноактном балете "Эдемион и Феба"(Томе, Кэн). Вторую партию исполнила Режина Баде, хореограф - старая знакомая Клео - мадам Марикита. В 1907 году этот мини-балет шел в театре на Елисейских полях, а в 1908 Клео и Режина танцевали в Берлине перед кайзером Вильгельмом II и его семьей.
19
В 1907-м Клео выступает в "Мулен Руж", в программе "L'as-tu revue?" и, если обозреватель не врет, поет дуэтом с Максом Диэрли. В 1908-м, помимо Берлина, Клео побывала с гастролями в Дортмунде.
В 1909-м гастроли в Брюсселе и - пожалуй, самое неожиданное - в театре "Шателе" состоялась премьера оперетты "Первый шаг", написанной Мишелем Карре и Жоржем Менье специально для Клео де Мерод.
1910 - гастроли в Вене и Лондоне. 1911 - Вена и Будапешт. В начале 1912-го - снова гастроли, а потом - Клео становится членом труппы Опера-Комик - второго по значимости парижского театра оперы и балета, участвует в репетициях "Помпейской танцовщицы" оперы-балета Жака Нуге в пяти актах по роману Жанны Бертеруа (стихи Анри Ферар и Анри Кэна). Марикита ставит балетную часть - пятый акт - "Триумф Венеры", Клео де Мерод танцует партию Флоры. В 1913-м "Помпейская танцовщица" стала заметным событием в театральной жизни Парижа.
В том же году в Гамбурге состоялись последние гастроли Клео де Мерод в Германии. В ноябре 1914-го Франция вступила в войну и театральная жизнь в Париже практически умерла.
20
Только из Оперы-Комик было мобилизовано 150 человек. 10 погибли, 10 пропали без вести. В начале войны театры были эвакуированы, в 1914-м линия фронта располагалась в 70 километрах от Парижа.
Когда стало очевидным, что германское наступление провалилось и фронт стабилизировался, в Париж вернулось правительство, а вместе с ним и театры. Огромное количество театральных работников и членов их семей надо было чем-то кормить - отдельным театрам (в том числе Опера-Комик) разрешили возобновить работу. Марикита ставит "Балет Наций". Клео де Мерод отказывается от участия в спектакле. Во время войны она появлялась на сцене только в благотворительных концертах.
21
Война завершилась, перечеркнув двадцатилетие Прекрасной эпохи, одним из символов которой была Клео де Мерод. Подходит к концу и ее карьера. В 1917-18 Клео появляется на сцене Опера-Комик в одноактной лирико-драматической аллегории "В прекрасных садах Франции", посвященной жертвам войны. Она исполняет партию Весны. Ее партнер - вернувшийся с войны Кино, чудом уцелевший после германской газовой атаки.
В 1918 ее можно увидеть в "Театре Мишель" в фарсе "Юдифь, куртизанка" и в "Театре Антуан" в "Фальстафе", где она "полуодетая" танцует в сцене "сатурналий". В 1919 журнал "Parisiana" посвещает ей большую статью под заголовком "Самая юная", осыпая комплиментами "самую прелестную женщину в Париже". Между тем, Клео уже 44. Кажется, это финал.
В 1920 "Фигаро" сообщает, что Клео де Мерод открывает школу танцев в зале Вийор на рю дю Роше.
22
В 1920-м Клео принимает участие в спектакле театра Сары Бернар и большом гала-концерте Оперы-Комик (с Марикитой, Аидой Бони, Реймоном, Кино). В 1921-м участвует в еще одном юбилейном гала-представлении. В 1923-м судится с прокатчиками и создателями фильма "Peacock Alley"(США), главная героиня которого - Клео де Пари - легкомысленная танцовщица из Фоли-Бержер. Иск на 100 000 франков остался не удовлетворен, но прокатчику пришлось убрать с афиш намеки на Клео де Мерод.
В 1924-м году Клео выступает в цирке, в атрационе "Дьявольские лучи". В 1926-м - новое судебное разбирательство. На этот раз Клео судится с немцами. В фильме "Женщины для Наслаждения. Великие любовницы, великие куртизанки" ее роль исполнила Ферн Андра.
В конце 1920-х газеты еще отслеживают ее поездки на курорты и выступления на благотворительных вечерах. В 1930-м в газете "L'African" появляется ностальгическая статья "Клео де Мерод и Жозефина Бейкер", где автор со слов друга-журналиста, проникшего в парижскую квартиру балерины, рассказывает, что она по-прежнему прекрасна, обаятельна, жизнерадостна, живет одна, с любимой собачкой Мусси и служанкой, любит кино и смеется как девчонка.
23
В 1932-м Клео дает большое интервью Фигаро, в котором говорит о возможном возвращении на сцену. В 1932-34 она выступает в Париже и Брюсселе. Как ни странно, ее еще помнят. И пусть молодежь кривится, старшее поколение счастливо снова увидеть "вечно юную, вечно прекрасную", и ничего страшного, что она больше не танцует на пуантах. В 1937-м состоялось еще одно возвращение. В 62 года Клео поучаствовала в "Гала 1900" в Париже и Вене. В 1938-м принимала участие в благотворительном концерте. А потом началась новая война - еще более страшная и жестокая. Не удивительно, что о бывшей балерине забыли - казалось, что навсегда.
В 1952 году Симона де Бовуар опубликовала книгу "Второй пол", в которой записала ревностную католичку Клео де Мерод в одну компанию к "гетерам" - знаменитым куртизанкам Эмили д'Алансон и Лиане де Пужи. Неожиданно выяснилось, что Клео де Мерод жива. Госпоже де Бовуар удалось избежать выплаты денежной компенсации, но книжечку пришлось подправить.
24
В 1955-м увидели свет мемуары Клео де Мерод "Балет моей жизни". 1964-м "Вог" напечатал интервью с бывшей звездой. Спустя два года, в октябре 1966-го, прожив 91 год, Клео де Мерод уже навсегда сошла со сцены. Ее похоронили рядом с матерью на кладбище Пер Лашез.




(спасибо сайту gallica.bnf.fr за фотографии и газетные статьи)