Лариса Прашкивская-Фелисион
Категория: Альбомы
Жанр: История
Опубликована: 12.01.13 00:52
Оценка: 9.83 (6)
Лучшее дня: 5
Просмотров: 10011
Комментарии: 1 (1)

Талантливые художники-самоучки

ХУДОЖНИКОВ, учившихся в мастерских известных (или модных) художников, в частных художественных школах, в вечерних художественных классах, и не получивших систематическое художественное образование, в истории живописи и в современном искусстве очень много. Это и Т. Жерико, и Ван Гог, и А. Тулуз-Лотрек, и Амедео Модильяни... Это М.Ю. Лермонтов и П. Федотов, П. Филонов и К. МАЛЕВИЧ... НО ПЕРЕЧИСЛИТЬ ВСЕХ ТАКИХ ХУДОЖНИКОВ ОЧЕНЬ ТРУДНО...
1
Поль Гоген (1848-1903)
2
Морис Вламинк (1876-1958)
3
Морис Утрилло (1883-1955)
4
Сава Секулич (1902-1989)
5
Иван Генералич (1914-1992)
6
Елена Волкова (1915-
7
Никифор Крыницкий (1895-1968)
8
Филипп Малявин (1869-1940)
9
Джек Веттриано (р. 1951)
10
Алан Батт (р.1960)
11
Люк Холлас (р. 1979)
12
Владимир Соловьёв (р. 1988)
13
Пожалуй, самый известный художник-дилетант - Анри Руссо (1844 — 1910).
Анри Руссо, художнику-самоучке, суждено было сыграть в истории искусства особую роль. Его творчество вызвало интерес профессионалов, благодаря чему был открыт целый пласт в художественной культуре, всегда существовавший, но ранее не привлекавший к себе внимания — так называемое наивное искусство, или искусство примитивов.
Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа, из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Он начал рисовать и писать красками около 1880 года, будучи уже вполне зрелым человеком. Малообразованный, не знакомый ни с изобразительной грамотой, ни с историей искусства, он, наверное, навсегда бы остался в неизвестности, если бы не созданное в 1884 году Общество независимых художников, которое открыло двери своих выставок для всех желающих.
Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма , к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.

Сновидение, 1910, Нью-Йорк Музей современного искусства
14
"Памятник Шопену", 1909 Эрмитаж, Санкт-Петербург
15
А теперь из Франции конца XIX - начала XX века перенесемся на Алтай в наши дни. Хочу познакомить Вас с творчеством самобытного алтайского художника-графика Николая Чепокова.
Николай Чепоков родился в 1961 году, детство прошло в детдомах г. Горно-Алтайска, г. Камня-на-Оби. Выучился на плотника, потом работал по распределению на стройке. Затем все бросил и пошел бродить по Алтаю.
Бродит по Алтаю человек бездомный и беспаспортный. То у одного огня погреется, то у другого. Весь свой скарб: кисти, краски, перо да бумагу носит в сумке на плече, поэтому переезжать ему легко. Называет себя Таракай, что по алтайски значит нищий, бродяга. Рисует он, как и живёт – в одно касание, без набросков.Но как рисует! На его картинах нет мёртвых предметов. Горы, ручьи, деревья, облака, добрые и суровые, грустные и весёлые, хитрые и простые, как мы – люди.
Пишет рассказы, стихи, пьесы. Первая персональная выставка прошла в галерее "Модерн" в Новосибирске, затем его работы побывали в Швейцарии и Австрии, выпущено три издания с графикой художника, последнее из которых носит название "Грёзы Таракая".
16
Николай Чепоков
17
Николай Чепоков
18
Николай Чепоков
19
Нико Пиросмани (1862-1918) - Грузинский художник -самоучка...
Родился Нико Пиросманашвили в 1862 году в селе Мирзаани, в Восточной Грузии , в семье крестьян. Он рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне . Когда Нико подрос, он сначала пробовал основать вместе с товарищем мастерскую по изготовлению вывесок, потом работал тормозным кондуктором на железной дороге, торговал в лавке.
Однако в начале XX века он стал бродячим художником, начал рисовать картины, вывески для столовых, лавочек, булочных, трактиров и винных погребов.
Он расписывал и рисовал на черной клеенке свои неповторимые, полные загадочной прелести картины, которые за небольшую плату продавал в бедных кварталах на левом берегу Куры. Скоро у него появились даже свои меценаты среди духанщиков.
Современник вспоминал, что "Нико Пиросмани был высокого роста, волосы с проседью у него были зачесаны назад. Его бледное и надломленное лицо несло на себе отпечаток какой-то культурной мягкости и спокойствия...". За то, что он был всегда опрятно одет, был горд и независим, его часто называли "графом".
В начале XX века стены почти всех тифлисских погребов были разукрашены кистью Пиросмани. А в жизни он был очень одинок, его считали человеком "не от мира сего". Вскоре он к тому же пристрастился в алкоголю.
В начала 1918 года большинство тифлисских духанов было закрыто, и Пиросмани остался практически без средств к существованию. В пасхальную неделю 5 мая того же года он умер в полном одиночестве.
.
20
Пиросмани создал искусство из ремесла - вывесок. Он создавал также портреты - индивидуальные и групповые, писал животных , красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии.
21

В 1912 его живопись "открыли" заезжие профессионалы - русские авангардисты Кирилл и Илья Зданевичи, восхищенные вывеской одного из постоялых дворов, где была представлена морская битва с участием прославленного русского крейсера "Варяг". Позже они познакомились и с другими картинами гениального самоучки, стали материально поддерживать его: кормили, устраивали ночлег, давали деньги на черную клеенку - на ней Пиросмани писал без предварительных набросков.

Маляр и ремесленник, не получивший никакого художественного образования, Пиросмани, благодаря мощи своего дарования, прирожденному чувству формы и цвета, поднялся до самых больших художественных высот. "Примитив" Пиросмани вдохновлял мастеров авангарда, в его произведениях ощутимо дыхание настоящей классики. Из более двух тысяч полотен, созданных Пиросмани, сохранилось около двух сотен, большинство из них хранится в Государственном музее Грузии в Тбилиси.
22
Чонтвари Коштка Тивадар, очень интересный венгерский художник примитивист 1853-1919 http://ru.wikipedia.org/wiki/Чонтвари,_Тивадар_Костка http://chronoton.ru/past/enigma/Kosztka-...
23
Чонтвари Коштка Тивадар