Комментарии автору
Загляните в сообщения.
22.05.19 20:27 Ответить  
Павел, вы прямо, как Мартин Гарднер :) Только он математику популяризировал, а вы - языкознание.
15.04.19 17:37 Ответить  
Игорь, языкознание - вопрос важный, даже государственный, если вспомнить незабвенную работу "Марксизм и вопросы языкознания":))) Не претендую быть в одном ряду с титанами, но и в стороне тоже оставаться невозможно:)))
Я много насочинял конкурсных обзоров. Поэтому счел возможным объяснить, что же я пытаюсь увидеть сквозь буквы и за буквами. Не имею ввиду толкование текстов; всегда хотелось узнать, каким "источником поэтических импульсов" пользуется автор и как ему удается их передавать читателю. То есть через "как" к сердцевине стихов. Вот и все мое языкознание:)))
15.04.19 19:44
Шеф кому: Рослов П.
Очень интересно мне это всё в вашем изложении. И созвучно во многом.
Я вот, например, не представляю, чтоб человек подумал: "а напишу-ка я сейчас стих ямбом! а завтра амфибрахием".
То есть я согласен с очевидным утверждением, что ритм\размер нужно не считать, а слышать. Чувствовать.
Мне эти все названия, даваемые литературоведами постфактум живым стихам (часто "неправильным", точнее, в прокрустово ложе правил никак не лезущим), напоминают классификацию из энтомологии.
Ну, не волнует меня Gonepteryx rhamni и её т о ч н о е изображение в справочнике, а летящая бабочка лимонница очень даже нравится и поднимает настроение.
И никакая классификация не поможет никому сделать настоящую живую бабочку и заставить её летать. Ну разве что макет получится - в лучшем случае.
А бабочки вон летают себе... и не зная своё название по-латыни.
Со стихами примерно то же самое.
15.04.19 20:32
Рослов П. кому: Шеф
Ну да:)))
Ко мне приходят какие-то строчки стихов уже с заданным ритмом. Ему и следую, когда приходят другие слова и строчек становится много:))) Я не помню, чтоб переделывал, допустим, ямб в хорей. Такие переделанные строчки как бы уже не звучат. То, что первым приходит, у меня становится сердцем стихотворения. А смысл текста, он может как бы трансформироваться. Иногда даже долго не знаешь, что будет на выходе:)))
Тот, кто пишет "смысл" и украшает его тропами - это Ришелье:)))
15.04.19 21:08
я не о том, что, я о том, как. Вот это вот "с краюшку" - оно настолько особенное, что заставляет остановится, подумать, перечитать и только после этого отправляться дальше. Вообще, если в небольшом по объёму произведении нет таких особенностей, оно становится пустым, и это независимо от всего остального текста - сюжета, мыслей, стилистики - всего. Ну а когда всё это соединяется в одном месте, тогда просто слов нет.
15.04.19 17:02 Ответить  
Воспринимать текст картинками, а не схемами - на мой взгляд, это самое правильное. Разумеется, если текст это позволяет.
Олег, огромное спасибо за комментарий!
15.04.19 20:48
Олег Велесов кому: Рослов П.
сложно пройти молча мимо хороших работ.
15.04.19 21:02
буду нулевым комментатором!
мне всегда нравилось выражение "верю, потому что абсурдно"- поэтому на стихи мы, физики, смотрим просто - или видим, или што-то со зрением)

"Мысль не должна быть препарированной, как для гербария. Она должна быть с хорошим комом земли. С сорнячками, понятное дело. До многих теперь дошло, что сорняки очень полезны. Если в меру, конечно же. В таких условиях мысль произрастает сочной и приятной"
про афористов и поэтов))
15.04.19 01:28 Ответить  
Любой комментатор нам любезен:))) А если это великолепный поэт и прекрасная женщина (на литературном сайте можно оставить в таком порядке:), то еще больше в тысячу раз:)))
Меня года к суровой прозе... А в данном случае вообще не "художка":))) Эх, сорнячки мои! Как я по ним скучаю!
Спасибо, Наташа!
15.04.19 07:08
Перстнева Нат. кому: Рослов П.
...И стих, наплевав на занозы,
Попер, не влезая в пуанты,
По шву неошкуренной прозы)

художник обязан скучать! - оно ж питательное поле лучшим сорнячкам)
15.04.19 13:47
Замечательный текст, самим собой, способом написания, иллюстрирующий тезисы. Не написал основные, поскольку понимаю смысл этого понятия только интуитивно. Занятно, что многие великие физики, которые, как раз, вроде должны должны бы быть рационалистами, на самом деле интуиционисты. Математическая логика пытается максимально формализовать это - и натыкается на теорему Гёделя о неполноте. Иврит (на уровне письменности) вообще обходится без гласных за исключением буквы "алеф", на уровне звуков читаемой самыми разными способами.
Разница между интуитивным и рациональным путями (способами) познания, как между рациональными и иррациональными (иначе называемыми трансцендентными) числами: рядом рациональных чисел можно сколь угодно близко приблизиться к к искомому (истинному) значению - трансцендентное срезу его обозначает. Рациональная бесконечность счётна, трансцендентная - нет. Совокупности рациональных чисел в математическом анализе всегда разрывны, совокупности трансцендентных могут быть непрерывны.
Спасибо.
14.04.19 13:43 Ответить  
Игорь, спасибо большое за комментарий!
В последнее время стало казаться, что стихи берутся там же, где начинается жизнь - на грани механики и биологии, т.е. где неорганическое становится органикой. Это что-то нутряное, что мимо головы. Вот где-то происходит как бы щелчок, и начинается жизнь. В том числе и жизнь стиха. Мне всегда была интересна идея Мартина Бубера, "противопоставляющая рациональный подход к миру библейскому духу, основанном на звуковом восприятии" - а это звуковое восприятие и есть, на мой взгляд, свойство поэзии.. То есть главное не видеть, а слышать то, что глубже глубины души. Прошу прощения, не обошлось без тавтологии:)))
Спасибо!
14.04.19 21:17
с огромным интересом прочитал! мысли сформулированы блестяще. каждая мысль принимается легко, без принуждения. в том - искусство изложения. замечательная творческая находка - философия, наука, просто субъективная мысль - в диалоге. нет навязчивости и занудства. мне особенно близко - диалоги не расплываются и не стремятся к бесконечности. кратко, четко, ритмично, умнО, интригующе. замечательно, Павел! p.s. есть те мысли, что мне видятся афористичными. в смысле - глубоко, кратко и индивидуально формулирующие аксиомы, теоремы, гипотезы и прочее.
14.04.19 09:26 Ответить  
Сергей, огромное спасибо!
От стольких хороших слов мне как-то даже не по себе. Спасибо еще раз!
На предмет, затронутый в тексте, трудно высказываться категорично. Вот отсюда диалог с подслушиванием:)))
Тем не менее от категоричности никуда не деться - с годами хочется сказать и отрезать. Отсюда формулировки без долгих доказательств.
Спасибо, Сергей!
14.04.19 10:23
странное совпадение, Павел. Вы хотели написать историю византийской империи, а я хотел написать историю римской
12.03.19 06:16 Ответить  
Интересно!
На меня Моммзен еще в школе подействовал заразительно:))) В 6-ом классе была история средних веков, в которой Византии было уделен один параграф. Маловато для тысячи византийских лет. В 7-ом кл. "проходили" средневековую Русь. Тот единственный параграф ничего не связывал. Видно, потребность разглядеть, так сказать, общий Замысел возникла еще тогда. О Гиббоне в школе ничего не знал.
Потом узнал о Пушкине как историке ("Капитанская дочка" в школе воспринималась как сочинение современника). Да и Гоголь преподавал историю. "Мастер и Маргарита" с двумя пересекающимися планами. Художественное творчество и история растут из одного корня.
В данном случае хоть и совпадение, но, на мой взгляд, не такое уж и странное:)))
13.03.19 14:50
Олег Велесов кому: Рослов П.
сначала удивился, какой же из Пушкина историк, о чём вы? И только сейчас понял, что он действительно не являлся современником Пугачёва! А ведь читается как будто он рядом с Гринёвым жил
13.03.19 20:22
Рослов П. кому: Олег Велесов
У Пушкина в исторической науке значительное место. У него есть законченная работа "История пугачевского бунта", а также незавершенная история Петра. "Борис Годунов", "Полтава", "Арап..." не из табакерки выскочили. С текстами Пушкина работают профессиональные историки - Пушкин тщательный и правдивый ученый.
Правда, есть в "Истории Пугачева" такое: "Пугачев и его сволочь..." Но тут нужно учесть следующее: цензура таки была - сам царь. Да и "сволочь" тогда имела не только уничижительное значение: оно от глагола "сволакивать". Бурлаков (уже после Пушкина) иногда называли сволочами, так как они волокли баржи. В общем, литератор и историк в этой фразе слились:)))
14.03.19 07:55
Вам бы быть издателем фотоальбомов! Хорошее это время было для фотографов. Меня в командировку послали на иссык-куль сделать только один ч.б. снимок - портрет мясника. Профиздат готовил серию плакатов героев труда.
13.12.18 08:14 Ответить  
Илья Александрович, спасибо, что заглянули!
С удовольствием был бы издателем фотоальбомов. Лишь бы было, на что эти фотоальбомы издавать:)))
А этот портрет где-то увидеть можно? С радостью бы посмотрел.
17.12.18 20:22
этот портрет был на плакате в семидесятых годах. Сейчас его не найдешь

э
19.12.18 12:03
Хорошо, когда дни проживаются просто - есть надежда на "поле перейти"!)
Спасибо, Павел, за столь мудрое и искреннее стихотворение.
И - С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ВАС! Здоровья, вдохновения, радости. Л.
10.12.18 20:36 Ответить  
Спасибо большое!
10.12.18 21:48
На всех фото люди улыбаются! Как же это замечательно! Как всегда порадовали, Павел!
04.12.18 23:26 Ответить  
Сергей, спасибо!
Тогда было здорово: внутренняя потребность в оптимизме совпадала с требованиями времени и, что немаловажно, с госполитикой. Я не к тому, чтоб "замалчивались недостатки". Но тогда было понимание, что историю движет здоровая сила, и она должна быть в центре внимания. Сейчас бы так:))))
05.12.18 08:49
Позитив. Удивительно, такой же позитив в американских фото 50-60 годов прошлого века. Будто разные цивилизации развиваются почти одинаково
04.12.18 08:45 Ответить  
Павел, спасибо за комментарий!
Вы правы. Мне почему-то кажется, что сказывался оптимизм от недавней (тогда) победы в войне. Еще бэби-бум и тому подобное.
04.12.18 10:58
интересный взгляд, спасибо, Павел
а "путь к себе" - это же всегда религия
что бы там ни говорили гугл- и яндекс-карты :)
02.12.18 13:12 Ответить  
Игорь, спасибо за коммент.
Как говорил Маркс «Религия является вздохом угнетённой твари, сердцем безжалостного мира..." Путь к себе - это вздох "угнетенной твари", чтоб держать удар:))) Не каждый сладит, не каждому поможет:)))
02.12.18 19:12
однако Маркс предлагал упразднить этот "безжалостный мир" ( а заодно и его упомянутое сердце)
как он полагал, в справедливом мире, который без угнетения человека человеком, будет другое сердце, возможно это добавленная стоимость под контролем КПСС :)
но чё-то пока не вышел этот путь в справедливый и общий домой
02.12.18 20:35
Благодарю, Павел!
Мне приятно видеть продолжение вашей исследовательской деятельности коэволюции формы и содержания на моём материале.
Надо ли говорить, что само желание читателя, комментатора, рецензента вдумываться – уже подарок для автора. И достаточно редкий подарок, как показывает практика «публичных слушаний» на сетературных площадках.
Справедливость ваших замечаний и правильность выбранных Вами акцентов анализа, пожалуй, иллюстрирует тот факт, что мне всегда хотелось проверить именно этот текст на музыкальном ухе пишущего музыку человека. Это и о доли сознательного и бессознательного тоже. Однажды мне удалось подсунуть стихотворение пишущему приятелю, к тому же профессиональному остепенённому филологу. И он бегло, на первом впечатлении наколдовал музыкальный ряд. Получилась рок-композиция.
Спасибо, Павел, за вашу способность вызывать интерес к материалу ваших исследований. Этот путь разительно отличается от ныне модной велеречивости и самолюбования в рецензировании. Но именно он пока ещё спасает этот ресурс от окончательного заболачивания.
С признательностью,
Иван
17.11.18 01:18 Ответить  
Иван, я просить не могу. рецензия твоя.
а я, то бишь, мой опус - всего лишь причина твоего труда.
17.11.18 21:32
Шеф кому: Рослов П.
"Преступление и наказание", краткое содержание в трёх словах: убил - не раскалывайся.
18.11.18 15:27
Рослов П. кому: Шеф
Оно так:))) Только сразу видно, что у Родиона Романовича кишка тонка:)))
18.11.18 17:13
пшеничный кому: Зоткин С.
Сергей, включил.
19.11.18 18:44
спасибо, Иван.
твоя рецензия - вдумчивый посредник.
ну, хотя бы между мной и тем, что я написал. )
19.11.18 19:36
"В свои неполные двадцать девять Антон добился столько,.." - извините, но, для примера, это по-русски неграмотно, причём - совершенно немотивированно неграмотно.
16.11.18 17:06 Ответить  
Алексей, подмечено метко, спасибо!
Думаю, автор это дело ничем не мотивировал, а пропустил случайно. Бывает.
16.11.18 18:42
Салтыков-Руденко А. кому: Рослов П.
Здравствуйте, Павел!
Извините, что долго молчал; давно не заходил сюда. Спасибо за рецензию, всегда интересно узнать, что думают другие о твоей прозе. Особенно - другие литераторы. Но, если честно, прием с "говорящими" фамилиями я не использовал. Поэтому такое прочтение явилось для меня настоящим откровением, причем весьма занятным)
По поводу женщин. Стремление у женщин к "верховодству" - тоже способ выживания в мужском мире и, зачастую, верный признак их одиночества. Потому они и стервенеют, что вынуждены играть по нашим правилам, не имея рядом с собой Защитника. Но это, правда, очень спорная тема.
25.11.18 19:10
Рослов П. кому: Салтыков-Руденко А.
Андрей, спасибо за комментарий.
Раз не было идеи фамилии сделать говорящими, значит, не было. С другой стороны, каким-то макаром героям даются же имена? Какая-то селекция имен происходит? Бывает, наверное, что заранее знаешь, как кого зовут. Ну вот предстал герой перед "мысленным взором" в таком-то обличье и с таким-то именем - таким и остался. Может, у вас так и было.
Но это значит только то, что у автора "отселектировалось" все интуитивно. И догадки читателей могут быть верными, хотя автор об этом и не думал. Я на этом не настаиваю, но, как говорится, "как вариант" сойдет.
Может, на предмет "верховодства" женщин я преувеличил. Но вот зайдешь в учреждение, зайдешь в магазин, заглянешь на "художественную самодеятельность" - одни женщины. Верховодят/не верховодят, а активны, в основном, только они. Старый добрый мужской мир исчезает на глазах. Посмотришь на европейское руководство - вроде бы, мужиков больше, но только это без разницы - они как бы непонятного пола, а замени кого на женщину - так ничего не произойдет, ничего не измениться. Хоть на куклу замени. Впрочем, я уже не о том:))))
27.11.18 19:33
"Мой язык костяной так карябает это пространство,
Что оно кровоточит. Сочится – неловко, бездарно…"

Проверил по четырём орфоэпическим словарям, и во всех ударение в слове "кровоточить" падает на последний слог (в одном, у М.В. Зарвы, даже указано: не кровото'чить). Да, у Кузнецова такое ударение допускается как разговорный вариант, но в этом случае следует обратиться к остальному тексту, а в нём - ни намёка на разговорный язык, а совсем наоборот и в плане грамотности, и словарного запаса, и оборотов речи.
16.11.18 16:52 Ответить  
В русском языке с ударениями беда. Ударение может быть где угодно, бегать по всему слову, а иногда даже перескакивать на соседнее (допустим, нА руку). Не мудрено написать, а со словарем не справиться. А когда слово "застынет", так и поправить бывает трудно.
Не знаю, уместен или не уместен разговорный вариант. То есть как "не знаю". У нас "не знаю" используется часто как несогласие, совмещенное с нежеланием острой дискуссии. В общем, мой слух "не оскорбило" использование разговорного варианта. Больше неловкости я испытываю от "сочится - ... бездарно". Но "неловкости" не были темой данной рецензии.
Спасибо за комментарий!
16.11.18 19:02
Интересно...Глубокий разбор "музыки" стихо. Взгляд на поэзию интересен. Музыка строк, гаммы мыслей, диезы и бемоли событий. Хорошая рецензия, Павел!
16.11.18 15:59 Ответить  
Сергей, спасибо громадное!
Может быть, я когда-нибудь смогу окончательно сформулировать свой взгляд на стихотворение как на "немую" песню. То есть оно, стихотворение, поется, но без "внешних" звуков. Может, получится. А пока вот - "музыкальная шкатулка".
Спасибо!
16.11.18 19:08
меткие фотки. неужели духовная деградация необратима? впрочем, мы не узнаем. пошлость и насилие всегда были. но в таком количестве и качестве?
29.10.18 10:48 Ответить  
Сергей, спасибо за комментарий!
В каком-то смысле эти фотографии разного уровня - имею ввиду, что у профессионального фотографа есть и ум, и вкус, и чувство меры, а у любителей эти вещи имеются не всегда. Люди дурачились во все времена, особенно молодежь. Но одно дело девушку вниз головой носить, а другое - изощрять уродливую фантазию с баранками на глазах или ножами у горла.
Все же очень видно, что "разудалые" фото из соцсетей - это приметы именно наших дней. И не то чтобы сейчас повысился "градус веселухи". Изменилось ее качество. Вы нашли правильное слово: деградация. Думаю, для тех, кто изображен на фото, она необратима. А на предмет общества я оптимист:)))
29.10.18 11:47
не разгадал я вашу метафору, Павел! а на предмет общества...хочу быть оптимистом. но. уже не получается. вижу русскую медицину и не получается совсем.
29.10.18 20:48
Рослов П. кому: Ерофеевский С. Г.
Может, и так. Может, оптимизм - это самый что ни на есть тупиковый путь. Ведь в конце истории - страшный суд, а он не от хорошей жизни.
Конечно, оптимизм не исключен, но совершенно другого уровня и, как бы сказать, целеполагания.
30.10.18 04:06
Это был прорыв красоты!
«Из воспоминаний Калининой:
В «Комсомольской правде» написали о том, что будет конкурс красоты с хорошими призами. И еще такая картинка была — девушка в короне. И тогда еще шубы были очень модны, У нас много было в то время конкурсов, типа «А ну-ка, девушки!», но, конечно, в нем я не могла принимать участие, потому что маленькая была, мне 16 лет.Шубу в итоге не получила. Это была коллекция.Мы с ярлыками так и ходили по подиуму… Ярлыки были на цепях на железных.Так что моментально, как только мы с подиума выходили в Лужниках, сразу с нас два человека снимали эти шубы и уносили. Дали мне телевизор «Темп», еще корону, большую вазу хрустальную, в нее цветы сыпали сверху, люк открыли и цветы, гвоздики, со стеблями большими сыпались прямо в вазу и на голову. Тяжеленная ваза была, нужно было держать ее, корона падала в вазу, гвоздики падали тоже в эту вазу…
Источник: https://fishki.net/46395-samyj-pervyj-konkurs-krasoty-v-sssr-26-foto.html © Fishki.net»

Мой 21-летний коллега Андрей Ш. (царствие небесное Андрюше) долго был под впечатлением, показывал всем улыбку Маши Калининой. Очень было схоже, невероятно постановочный трюк,
он улыбался всеми дёснами.
Мы, деушки, уржались тогда и от Андрюши, и от смешного конкурса.
Поблагодарю Вас за хорошие воспоминания. Спасибо.
24.10.18 16:31 Ответить  
Вы правильно упомянули про воспоминания.
Фотографии не всегда являются документами эпохи, как не странно. Даже репортажные съемки часто стремятся к некоей художественности - это хорошо видно в данной галерее по индивидуальным изображениям девушек - они как бы вне времени, они могли быть сняты и в наши дни. Только чистый репортаж будит наши воспоминания. Или те фото, в которых в фокусе приметы времени: форма купальников, бюст Ильича, известные теперь, но тогда еще очень юные лица и т.д.
В общем, наши воспоминания часто "доделывают" старые фото.
Спасибо за комментарий!
25.10.18 10:50
хорошие воспоминания, Павел... у нас мед. сестры из отделения участвовали. это была одна из возможных дорог из нищеты в ...как оказалось, мед. сестрой быть менее хлопотно. братва не приставала, да и папики не интересовались)
24.10.18 13:54 Ответить  
Сергей, спасибо!
У мед.сестричек как бы "недовершенная судьба": имеют прямое отношение к медицине, но они не "лекари". Поэтому иногда и стараются довершить ее где-то на стороне. Чтоб выбраться из нищеты, надо иметь такой фарт, о котором лучше не мечтать, чтоб не расстраиваться. А на этой конкурсной дорожке, если даже подфартит, без "папиков" дальше не обойдешься. Вы еще мягко сказали: "менее хлопотно":) Там уроют - не дорого возьмут.
Думаю разместить фотки, какими мы были в шестидесятые. Ну, не совсем "мы", там люди постарше. Но мы от них не очень далеко ушли - раньше время текло медленнее.
Спасибо!
25.10.18 11:07
Буду с нетерпение ждать новые фотки, Павел!)))
26.10.18 20:20
Разместил. В тенденциозности подбора меня заподозрить можно; я бы сказал: даже надо:)))
27.10.18 08:56
Алания Брайн комментирует литобзор Амфибрахий Рослов П. литобъединение: Живой Звук Комментарии: 3 (7)
Павел, бесконечно вас благодарю за разбор, поражена, как точно и тонко вы слышите каждого автора.
я, как дитя постмодернизма, не верю, что называется, в стихотворный размер, но "изнасилованный амфибрахий" буду носить как знамя =)
Покой там подразумевается, вечный.
23.10.18 22:42 Ответить  
Светлана, спасибо на добром слове!
А на предмет стихотворных размеров - зачем в них верить? Это как жить на земле и не знать, что она круглая. Ведь можно же:))
Спасибо!
25.10.18 11:15