Комментарии автору
Упущен еще один важный экономический аспект. Работорговля. В силу сложившейся во второй половине XIX века экономической и политической ситуации оная должна была неизбежно если не прекратиться вовсе, то сильно сократиться. Это неизбежно должно было привести к резкому повышению цен на "живой товар", а следовательно, отразиться на рентабельности производства. Этот аспект не рассмотрен вообще никак.
15.07.15 21:19 Ответить  
К началу Гражданской войны международная работорговля была вне закона во всех развитых странах; британский флот останавловал (и, насколько помню, конфисковывал) корабли с рабами, рабов отпускали, капитанов судили. Даже Конфедерация в своей Конституции запрещала ввоз рабов в страну (делая временное исключение для рабовладельческих штатов, оставшихся в составе США).
С 1807г, ввоз рабов в США был запрещен.

Тем не менее, число рабов в стране росло, и довольно быстро. При этом более северные штаты (скажем, Вирджиния), где хлопок не выращивали и потребность в рабах была ниже, продавали рабов в южные.
15.07.15 21:39
Ловля работорговцев в море - занятие дохлое. И все усилия британского флота едва ли могли заметно сократить приток рабов в САСШ. Конец ему положила только блокада портов южан русскими кораблями, да и то не сама по себе, а в сочетании с экономическими и политическими факторами: оружие есть не просит и пользуется лучшим спросом; новые рабы становятся в условиях войны еще одним фактором риска... Что снижало спрос и рентабельность.
С другой стороны, интенсивная колонизация Африки теми же англичанами, имевшими на местное население собственные виды, неизбежно должна была привести к прекращению поставок рабов. В очень быстром времени.
Следует учитывать и технологический фактор. И, думаю, роль машин тут сильно преувеличена. Ведь после отмены рабства нашлись другие формы организации работ, которые были быстро доведены до высокорентабельного состояния. Следовательно, такие изменения уже назрели, а потому начали бы внедряться независимо от результатов войны. Другое дело, что процесс этот мог идти еще очень долго...:-)
16.07.15 20:14
Бархавин А. кому: Виноградов А. А.
Я слышал, что русский флот зимовал в незамерзающих портах США во время этой войны, но об участии его в блокаде Юга не знал. Можете привести подробности, какими силами русский флот участвовал в блокаде, и какие южные порты он блокировал? Желательно со ссылками на источники, мне интересно этим заняться подробнее.

Что касается технологического фактора и других форм организации работ, как указано в приведенной статье, сбор хлопка оставался ручным, и собирали его в основном те же негры. После отмены рабства, в течение нескольких лет южные штаты приняли у себя жесткие дискриминационные законы (оно известны как законы Джима Кроу), которые ограничивали передвижение и другие права бывших рабов. Эти законы фактически заменяли рабство, без его самых неприглядных черт, и не назревали заранее, поскольку при наличии рабства не были нужны. Отменены они были только во второй половине двадцатого века, в результате обострения борьбы за гражданские права - и уже после внедрения хлопкоуборочной техники.
17.07.15 17:10
В художественной литературе пребывание в САСШ русской эскадры освещает Станюкович. Он маринист тщательный... Во всяком случае, все, что мне потом попадалось по этому вопросу в более серьезных источниках, его данные подтверждало. Всерьез я этого вопроса не копал, поняв, что там ничего не стоит утонуть в политической казуистике и спорах о терминологии. Не знаю, можно ли это назвать блокадой, но фактически русская эскадра держала на почтительном удалении англичан, но позволяя им конвоировать в одну сторону корабли с хлопком, а в другую - с оружием. По части "зимовки" - бред, тамошнее море - не Балтика, зимой большей частью не замерзает...:-)
Что же до "законов"... Ну, не в такой форме, но думаю, рабовладение ушло бы. Что, впрочем, не означает какого-либо улучшения судьбы негров.:-) Так, переход к найму на время сбора сезонных рабочих скорее ухудшает положение негров...
18.07.15 18:20
С интересом прочитал вашу статью. Собственно, с историей Гражданской Войны США почти не знаком, и хотелось просто получить кое-какие сведения. Как понимаю, в этих событиях, как и вообще во всей человеческой истории, нет единого мнения. Да и никогда не будет. Правду не дано знать человеку, потому что правда, как я подозреваю, не выгодна ни одной стороне ни в одном историческом событии или процессе. А вот интересно, изменилось ли что-нибудь, если бы победил Юг?
26.10.13 13:59 Ответить  
В целом - интересно. Мало знаком с историей Соединенных Штатов, поэтому было познавательно и полезно) Бушков, очевидно, плохо промыл прокрустово ложе, прежде чем туды что-то впендюрить)
Есть одна фигура в новой/новейшей истории США - это Генри Киссинджер. Очень занимательный персонаж.)
09.07.12 20:30 Ответить  
У Бушкова, похоже, была задача, и подошел он к ней по известному принципу - бросай дерьмо, что-нибудь да прилипнет. При этом явно спекулировал на том, что русскоязычный читатель его проверять не станет, поэтому среди этого дерьма куча того, что к гражданской войне отношения не имеет - тупые русские все съедят. И ведь едят - красиво упаковано.
В американской истории много интереснейших фигур, Киссинджер среди них. Но даже о наиболее интересных есть малоизвестные (причем даже американцам) интереснейшие вещи. Скажем, что Линкольн - варвар, необразованный и неотесанный мужлан и глупец, а Джефферсон Девис (президент Конфедерации) - образованный джентльмен, вы скорее всего слышали. А о том что этот необразованный мужлан - единственный из американских президентов, у которого был патент на изобретение - вряд ли.
16.07.12 04:26
Здравствуйте!
Прочла с большим интересом, спасибо. Не историк никаким боком.
Но знакома с мнениями историков, что главная причина войны была в конфликте экономических интересов. К тому же, и та, и другая сторона привлекала на свою сторону европейских игроков. А идеологическая сторона вопроса, вроде бы, выкристаллизировалась чуть позже.
Насколько я поняла, южная система хозяйствования основывалась на рабовладельческих отношениях, север (более "голодный" по сравнению с богатым югом) стремился укрепить свои позиции и сделал ставку на развитие капитилистического производства.
Откровенные заявления Александра Стивенса выглядят дикими для современного человека. Однако, наверное, он высказывал то, что казалось естественным для южан и вдохновляло их на борьбу. Интересно, много было среди верхушки юга таких же откровенных политиков?
Также интересно, насколько меньше было расистских взглядов среди северян.
Может быть, северяне и южане, всё же, разделились изначально не из-за принциально различных взглядов на рабство?
А осознание противоестественности и аморальности использования рабов пришло позже?
Мысли вслух:) Извините за пространность. У вас отличная рецензия получилась. Успеха в конкурсе!
02.07.12 11:33 Ответить  
"в конфликте экономических интересов" - это просто уход от ответа, как "господня воля". Все (или почти все) войны из-за экономических интересов - в конце концов, даже религиозные. Различие - в том, через что эти экономические интересы проявляются. И здесь с легкой руки южных политиков - отчаянное сопротивление называть вещи своими именами, чего они отнюдь не стеснялись до войны.
Стивенс, кстати, из южных лидеров - один из самых трезвых. Когда его родной штат Джорджия решал вопрос о выходе из Юниона, Стивенс отчаянно пытался уговорить представителей этого не делать. Скорее всего, это стоило ему президентства - ястребы ему этого не простили.
Расистских взглядов хватало тогда и среди северян. Но разделение произошло не из-за расизма, а из-за рабства. Южанам расизм был нужен для оправдания рабства - перечтите строки из декларации Миссисипи (а если владеете английским, перечтите ее всю). Среди северян был очень широкий спектр взглядов на расовый вопрос, но к рабству в целом отношение они выразили, избрав Линкольна президентом - а он считал рабство злом, которому нельзя позволить распространиться.
Вряд ли об этом имеет смысл говорить подробнее в рецензии, тем более - в комментариях. Если позволит время - напишу что-нибудь типа серии эссе. Собственно, Легенда о Роберте Ли (полный вариант) - первое эссе из этой серии.
Спасибо за интерес к вопросу и статье - Вам тоже удачи в конкурсе. А для меня он уже удачен - оба текста о Гражданской войне заинтересовали многих, это и было целью моего участия в конкурсе. Я оцениваю трезво художественные достоинства своих остальных рассказов, и на высокие места не рассчитываю - тут много работ не просто сильнее, а совершенно другого уровня.
03.07.12 04:13
Полонская Е. кому: Бархавин А.
Здравствуйте!

Спасибо за развёрнутый ответ! Оказывается, я настолько не в теме, что даже поставила знак равенства между расисткими взглядами и оправданием рабства. О Роберте Ли и о том, что всё на самом деле было не совсем так, как в легенде, наслышана, но знания тоже поверхностны. С удовольствием бы прочла ваши эссе.
Еще раз спасибо.

С уважением,
Елизавета

PS. Кстати, читала и высоко оценила ваш рассказ о чернобыльской эпопее.
03.07.12 10:46
Замечательно. Спасибо. А мне Бушков нравился. Яныч.
01.07.12 19:58 Ответить  
Спасибо, собственно, тебе - я эту книгу прочитал, потому что ты сказал, что она тебе понравилась. Что понравилась - понятно, написана живо и с интригующими фактами. Только факты сам видишь какие, так что к истории эта книга имеет отношение косвенное - даже добросовестные фантасты и те не позволяют себе такого к ней отношения.

Вопрос тут только в том, это Бушков сам настолько безграмотен в теме, или сознательно дезинформирует в расчете на неосведомленность русскоязычного читателя. Что-то мне подсказывает, что сознательно. Вот он во вступлении пишет: "Естественно, все учебники и исторические книги, которые автор раскрывал в детстве, были написаны с тех же позиций: гнусные рабовладельцы и благородные северные борцы против рабства…". А в Википедии в статье о нем сказано: "Учёба в школе ему давалась трудно — в одном из интервью он признался, что был двоечником и хулиганом". Что-то мне верится с трудом, что двоечник и хулиган слишком старательно заглядывал в учебники, тем более - в исторические книги.
02.07.12 03:43
Южане были правдивы, а северяне лгали, отправляя своих солдат на войну против рабства чёрных за рабство всех под новыми патрицианскими родами. Просто это было не их время, не южан. Мне не жаль ни тех ни других. Они равны. Привет!
30.06.12 20:55 Ответить  
Если вы так хорошо знаете, кто говорил правду а кто лгал - пишите книгу. Обещаю ее прокомментировать. И еще обещаю не бросаться в этом комментарии словами "лгал", а просто давать ссылку на доступные источники, когда буду указывать на недостоверную информацию - как я делал в этой рецензии на книгу Бушкова.
01.07.12 00:47
Северяне боролись за свободу, спасали мир. Молодцы. А где их свобода? Это свобода смотреть тупое кино, чавкать сникерсами, или чем ещё. И при том служить одноразовыми батарейками для мировых суперкорпораций. Неплохая свобода. Привет!
01.07.12 01:11
Не согласен с такой примитивной оценкой американцев. Они такие разные... Я тут насмотрелся. Есть и чавкающие, но думающих больше. И трудолюбия не отнять. Всегда готовы по возможности помочь, и многое ещё, чего нам не хватает. Удачи. Яныч.
03.07.12 00:02
Бархавин А. кому: Рогожников В. Я.
Еще давным-давно на радио "Свобода" было сказано - Это не Америка бездуховна, это наши представления о ней бездуховны.
03.07.12 04:23
Да разве дело в духовности или бездуховности. Политические разборки кланов решающих раздел рынков. Один принимает один лозунг, другой клан - другой. Один вербует сторонников заманивая лозунгами равенства людей с разным цветом кожи, подразумевает их равенство пахать на себя, другой клан объявляет равенство белых, в том смысле, что оно обеспечено чёрными. Второй лозунг более романтичный, еврейский по гуманности идеи. Утопии многие на этом построены были. Ну что с них взять, с южан - аристократы. Думали, что знают как управлять всем на благо.
Да Бог с ними. Привет!
Чуть не пропустил, Вы здорово определили смысл противостояния экономических интересов - Господня воля. Вот Вам и Ваш Бог. Как говорил великий поменьше интеллигентских рассуждений - поближе к жизни получилось. Привет!
03.07.12 14:55
Прочёл на днях А. Бушкова "Неизвестная война", Тайная история США. Москва "2008". Знакомы ли Вы с этой Работой? Мне понравилась.Но я знаком со всем этим вскользь. А Вы это читали? Яныч.
03.06.12 06:59 Ответить  
И шо я тебе плохого сделал, что ты меня уже на "Вы" и с большой буквы?

За Бушкова - спасибо. "Неизвестную войну" не читал, и сейчас с твоей подачи читаю с удовольствием. только пока не могу понять, какой это жанр - фантастика или юмор; по отзывам, Бушков хорош в обоих. К истории это отнести (если, конечно, эту историю мало-мальски знать) не позволяет совершенно неумеренное количество ляпов, натяжек и просто высосаной из пальца ерунды. Чтобы дать представление, приведу один пример - из самого начала, далеко не первый, но самый забавный и очень иллюстративный.

Бушкову позарез хочется убедить читателя, что северяне - бяки, а южане - пупсики, и начинает он с первых английских поселений - Джеймстауна в Виргинии, основанного в 1607г, и поселения в Новой Англии, основанное в 1620г пассажирами «Мэйфлауэра":

"Название «Мэйфлауэр» известно каждому американскому дитяти... названия кораблей вирджинцев забыты совершенно (мне, несмотря на долгие поиски, не удалось откопать ни одного из трех)…
Подозреваю, все дело в том, что в Гражданской войне победил Север, а не Юг. Случись иначе, все было бы наоборот… Историю, как давно известно, пишут победители".

Я подозреваю, что у неудача долгих поисков Бушкова имеет другие, более прозаические причины - но сначала загляни в этот линк:
ru.wikipedia.org/wiki/Джеймстаун_(Виргиния)
Статья о Джеймстауне, на русском языке, фотография справа сверху - реконструкции тех самых неоткопаемых кораблей, во втором абзаце - их названия: «Сьюзан Констант», «Годспит» и «Дискавэри». В английской версии статьи по ссылкам на названия кораблей можно найти их подробное описание - длина, тоннаж, кличество пассажиров.
Как тебе такой историк? Как ты думаешь, сколько у меня заняло времени найти эти названия?
06.06.12 06:12
На "Вы" для конспирации. Меня Анна вечно воспитывает за неумение общаться в интернете. Прочёл то, что ты поркомендовал. И действительно - удивительно. Как теперь относиться к Бушкову - не знаю. Яныч.
07.06.12 02:34
Бархавин А. кому: Рогожников В. Я.
Раз не знаешь - вот тебе еще парочка примеров.
Там же, где он сетует на несправедливость по отношению поселенцам Джеймстауна:
"в США есть памятник Брэдфорду, но не сыщется памятников Джону Смиту – который, помимо всего прочего, как раз первым и исследовал те места, где впоследствии возникли штаты Новой Англии…"
Загляни в Вики статью о нем:
en.wikipedia.org/wiki/John_Smith_%28explorer%29
Там указаны два памятника Джону Смиту. Один - в самом Джеймстауне, он в статье сврерху. Второй - в конце статьи, построен в той самой Новой Англии, в Нью-Хемпшире, на острове, где Смит высадился, в честь 250-летия высадки. Мало того, что теми самыми северянами, так еще и в 1864г, в разгар Гражданской войны, и реставрирован в 1914г.

А вот тебе еще перл, из конца книги:
"В 1875 г. был принят Закон о гражданских правах чернокожих, уравнявший их с белыми. Однако в 1883 г. Верховный суд США принял Четырнадцатую поправку к Конституции, по которой любой штат мог этот закон не соблюдать… "
Я даже не буду давать ссылок - ты сам легко найдешь, что никакой поправки в 1883г принято не было, поскольку 14-ю приняли в 1868г, 15-ю в 1870, а 16-ю в 1913. и дело даже не в том, что никаких законов о гражданских правах ни одна из этих поправок не отменяла - а в том, что Верховный суд США вообще поправок к Конституции не принимает; это прерогатива Конгресса.

Так что как относиться к Бушковы ты решай сам, а вот как к нему не надо относиться - я тебе подскажу: не надо к нему относиться как к историку.
09.06.12 06:35
Спасибо. Яныч.
09.06.12 15:23
хочешь не хочешь, а готовься к войне...
31.05.12 22:22 Ответить  
А почему в сокращении? И скоро ли продолжение?

Жаль, что к этой сокращенной версии нельзя присоединить интереснейшие комментарии, оставленные к полной версии, особенно дискуссию с Шустерманом и Учителем: www.litsovet.ru/index.php/material.comments?material_id=374733
30.05.12 16:02 Ответить  
Рассказ для конкурса и так длинноват, а в полной версии к тому же много рассуждений и сведений общеисторического характера, не имеющих к биографии Ли непосредственного отношения.
Продолжение пишется - увы, намного медленнее чем хотелось бы; все что-нибудь отвлекает, то новая работа, то налоги, то еще что.
А дискуссия с Шустерманом и Учителем - вообще позор на мои седины: там давно моя очередь ответить, но я думал сначала быстренько дописать продолжение. Разгребусь - извинюсь и с удовольствием продолжу, если они не потеряли интереса.
31.05.12 06:28
«Хочешь мира - готовься к войне. хочешь войны - готовься к войне. И таки посмотрите на этот мир...»
- Ага, к чему готовишься, то и имеешь. Средство подменяет цель.
«Кичиться добродетелью- это порок, который может перевесить добродетель.»
- А вот кичится пороком - порока не перевесит. Ассиметрия!
«Что у бедного на уме - у богатого на столе.»
- Да, горький афоризм, горше прочих в этой подборке.
26.05.12 06:36 Ответить  
"Да, горький афоризм"

Зачем так мрачно - мало ли что у бедного на уме:)
26.05.12 06:45
Ой. Но почему же непременно на столе?
26.05.12 06:46
Бархавин А. кому: Анна Агнич
У богатых свои причуды
26.05.12 18:29
Чужую жизнь не проживешь, а вот чужие деньги сколько угодно
17.05.12 00:33 Ответить  
А чужих денег - сколько удасться украсть
20.05.12 02:33
Краденные деньги уже свои.
20.05.12 02:58
Истину в вине находят находят главным образом те у кого комплекс вины
16.05.12 07:28 Ответить  
...те, у кого комплекс вины или бочка вина
20.05.12 02:34
Мы с Вами смотрел и слушали одни и те же концерты. Но разошлись и географически и по всякому. Может Вы ещё и эстраду в виде листка помните в первомайском, где Киевсике Солисты играли . Невероятно приятно разглядеть исходную точку, причём через океан.
Благодарен за экскурсию в детство. Привет!
27.04.12 20:56 Ответить  
На какой-то открытой эстраде в Первомайском, помнится, слушал Городницкого, было холодно и мало народу, ранняя весна, кажется. Была ли эта та самая в виде листика - не знаю. А вообще - действительно замечательные места, сейчас жалею, что мало времени там проводил. Правда, жил не близко.
28.04.12 18:40
Savl кому: Бархавин А.
Другой в Первомайском нет. Только там, над стадионом. Там Киевские Солисты давали концерты летом, ежегодно. Лет пять провёл там. Теперь об этом не слышно. Привет!
28.04.12 20:21
Молодцы, ходите куда-то. A я как-то что-то смотрела-слушала, показалось настолько бледно после ленинградского, что... и не тянет:)
23.04.12 23:39 Ответить  
Странно, вы же в Кливленде. Помнится, в мои студенческие годы в Москву приезжал Кливлендский симфонический оркестр - в консерваторию попадали чуть ли не с боем.
24.04.12 01:30
Лариса Коваль кому: Бархавин А.
Не в курсе.
Здесь смотрели что-то сборное, в том числе балетное - показалось очень простенько.
Может, так попалось.
24.04.12 02:13

Под занавес - вопрос для тех, кто дочитал этот опус до конца:
В каких городах находятся концертные залы, где я слушал "Прощальную"?
Первый не должен вызвать затруднений для авторов Литсовета - если они не только хорошие писатели, но и хорошие читатели. Назвать второй, пожалуй, будет под силу далеко не всем, даже живущим в Америке.
23.04.12 05:59 Ответить  
Хорошая загадка, тут и Гугл не поможет. Хотя...
23.04.12 21:15
Порадовали! ))
21.04.12 14:39 Ответить  
Стараемся:)
24.04.12 03:31
Ребята, а голова у Вас после этого не болит? У меня уже. А я ведь только читал и пытался понять. Яныч.
28.03.12 16:17 Ответить  
Savl комментирует произведение Старый храм Бархавин А. Комментарии: 3 (10)
Война богов, думаю, скука, без Парни не обошлось, а тут так красиво всё. Привет! Спасибо, хорошая минутка получилась.
04.03.12 21:59 Ответить  
Оно того стоит!
16.02.12 18:35 Ответить  
Да, рассказ хорош! Увлёкся. Хочу тоже про дворника написать...
16.02.12 18:32 Ответить